Во внешнеполитической повестке тема Украины давно сместилась с первых позиций, в ООН обсуждают новые-старые проблемы и кризисы — Даиш, терроризм, Иран и КНДР. Очевидно, Петр Порошенко пытался ситуацию исправить, но показать получилось лишь полный провал президентского спичрайтинга.
Во второй день публичных дебатов генеральной ассамблеи ООН половина мест в главном зале пустует. Большая политика, зачастую, происходит в кулуарах, а в публичной плоскости обычно вербализируют договоренности для журналистов, зрителей и дипломатов третьих стран.
Не повезло Украине и со временем выступления: до премьер-министра Великобритании Терезы Мей оставалось еще долго, а иранский лидер Хасан Рухани вдоволь поиздевался над вчерашним выступлением Дональда Трампа. И в целом — день выдался не очень щедрым на действительно значимые выступления.
Поэтому неудивительно, что и Петр Порошенко задержался на свое выступление перед генеральной ассамблеей.
У него были дела поважнее — обсудить с советом безопасности ООН миротворческую миссию на Донбассе
В совбезе ООН Порошенко озвучивал предсказуемыми тезисы — территориальная целостность должна быть соблюдена, РФ должна вывести свои войска, лжи россиян больше никто не верит.
Подкрепил свою позицию украинский президент тоже традиционно — показал паспорта российских военнослужащих с временно оккупированных территорий. Хотя Порошенко использовал в дипломатических диалогах старую тактику, он довольно конкретно обозначил проблему — российская агрессия, и старался не выходить за ее пределы.
Разительно отличалось его выступление перед генеральной ассамблеей. Россия осталась главной темой, но акценты сместились в сторону эмоций.
"Украина страдает от конфликта последние три года, это смерти 10 тыс. человек и оккупация 7% территории, а 20% ее экономики захвачено, разрушено или украдено", — рисовал для публики удручающую перспективу беспросветного ада в стране Порошенко.
Цифры, конечно, отвечают действительности, но в интерпретации президента Украина словно ничем не отличалась Сирии, погруженной в гражданскую войну и без светлого будущего в ближайшей перспективе.
Порошенко не единственный, кто пришел в Генассамблею рассказать о внутренних проблемах. Но кто-то решил, что Украине хорошо бы поиграть в геополитику и высказаться по поводу Северной Кореи. Понятно, что целью было откреститься от слухов о поставке украинских двигателей режиму Ким Чен Ына, но формулировки подобрали откровенно странные и неуместные.
Вместо призыва расследовать каналы поставки двигателей для корейской ядерной программы, Порошенко "решительно осудил недавние действия КНДР"
Заканчивается время Украины как временного представителя за столом совета безопасности ООН, но это не значит, что сейчас время игр в осуждение Северной Кореи. Это отвлекает внимание мира от наших собственных проблем. Аналогично дико смотрелись ремарки в сторону "многочисленных конфликтов в Африке", приверженности Украины идеям устойчивого развития и борьбы с изменениями климата в рамках Парижского соглашения.
И уж точно Порошенко не стоило заканчивать свою речь рассказом о Голодоморе
Банальная игра на комплексе жертвы давно не работает — даже армянская делегация в ООН очень редко использует карту геноцида своих соотечественников турками. И ухмылки представителей российской делегации на этом моменте нельзя было не заметить.
Признание Голодомора геноцидом украинцев, безусловно, важно, но не сейчас. Не в момент, когда позиции Украины на международной арене столь слабы, а дипломаты устали слушать одно и то же.
На балконе прессы во время речи Порошенко журналисты признавались, что ничего нового в риторике украинского президента не услышали и это точно не то, что хотелось бы услышать от них после выступления.
Андрей Сусленко, журналист и участник программы ООН "Reham al-Farra Memorial Journalism Fellowship 2017", отметил, что "выступление Порошенко не изменилось с прошлого раза — эмоционально, но абсолютно не запоминаясь".
Основная неудача выступления — попытка охватить все темы, из-за чего размылся фокус главной проблемы Украины — агрессия РФ. Похоже, спичрайтеры забыли, что Украина — пока только региональный, а не мировой игрок. Есть темы, о которых нам необходимо говорить, о чем-то — лучше промолчать. Особенно, если нет достаточного влияния, чтобы открывать ногой дверь и рассказывать делегатам Генассамблеи анекдоты о пингвинах, как это делает израильский премьер Нетаньяху.
К тому же, часть делегатов все еще воспринимает Украину как проблему, в результате — даже наши союзники не хотят слушать подобные речи. Проблема выступления Порошенко в ООН, скорее в том, что он согласился произнести эту речь без критического взгляда со стороны.
И уж точно президенту Порошенко не стоило врать о судебной реформе. Уже никого не обманешь, как бы не старался.