Хозяину форума - президенту США Бараку Обаме предстоит вести нелегкую дискуссию по состоянию и перспективам реформы мирового финансового хозяйства и борьбе с экономическим кризисом.
Российский президент Дмитрий Медведев, как и некоторые другие участники саммита, прибыл в Питтсбург из Нью-Йорка, где в широком плане шла дискуссия о будущем мировом порядке, который должен быть и справедливым политически, и эффективным экономически.
«Двадцатка» сегодня займется конкретизацией тех пожеланий, которые были высказаны в последнее время на этот счет.
Буквально перед началом форума стало ясно, что его решения получат и политическое измерение. Отнюдь не случайным выглядит утреннее совместное заявление Обамы, президента США Николя Саркози и премьер-министра Великобритании Гордона Брауна, которые напрямую угрожали санкциями Ирану. Очевидно, этот вопрос будет обсуждаться не только на полях чисто экономического по идее форума.
Пленарное заседание «двадцатки» откроется в Конгресс- центре имени Дэвида Лоуренса. Лидеры проведут несколько раундов консультаций, прервавшись на рабочий завтрак.
Помощник президента и его представитель по делам «группы восьми» Аркадий Дворкович рассказал, что вопросы, которые будет обсуждаться на встрече, условно разделены на четыре блока: «Первый блок - это оценка текущей ситуации и будущих моделей экономического роста. Следующая группа вопросов - это реформа глобальных финансовых институтов».
Особый интерес мировой общественности вызывает ряд таких «популярных», по мнению Дворковича, тем, как решение вопросов по бонусам топ-менеджеров ведущих мировых банков, а также изменение стандартов деятельности рейтинговых агентств и международных стандартов бухгалтерского учета. Лидеры «двадцатки» также уделят внимание проблемам рынка труда, безработицы и протекционизма.
Сам Медведев считает, что на саммите в Питтсбурге необходимо принять ответственные решения, и в конечном счете смыслом этой работы должны стать конвенции, новые нормы международного права: «Это не означает, что мы должны вмешиваться во внутренние дела, это было бы неправильно, но нам действительно небезразлично, как выглядит экономика в других странах».
«Основной месседж простой - надо быстрее договариваться, выходить на соглашения, которые будут общеобязательными для стран «двадцатки», а по-хорошему и для остальных стран, - заметил Медведев накануне визита в США. - Мы заинтересованы в создании новой конфигурации финансовых отношений в мире. Но двигаться нужно быстрее - прошло уже достаточно много времени с нашей первой встречи в Вашингтоне, и даже учитывая, что решения в Лондоне были успешными, сегодня хотелось бы констатировать, что по ряду вопросов мы еще не договорились».
Так, по его словам, странам нужно «договариваться по квотам, по статусу организаций, по порядку их функционирования, нужно договариваться по системе международного аудита, отчетности». «По всем этим направлениям диалог если и идет, то не так быстро, как нам бы хотелось», - добавил он.
«Сейчас наметился позитивный тренд, из этого кризиса, я надеюсь, мы выберемся, но не за горами, возможно, будущие сложности, и к ним нужно как следует подготовиться», - предупредил Медведев.
Очередной антикризисный саммит «двадцатки», отмечают наблюдатели, пройдет на исключительно благоприятном политическом фоне, способствующем выработке ответственного консенсуса по глобальным экономическим проблемам. Полгода назад в Лондоне позитивные результаты G20 были в значительной степени предопределены успехом первой встречи Дмитрия Медведева и Барака Обамы.
Теперь в Питтсбурге есть очевидная общая готовность пойти дальше: во всяком случае, молодым лидерам России и США, проведшим накануне уже третью встречу, удалось радикально продвинуться по пути снижения градуса конфронтационности в мире и задать новый тон в международных отношениях.
Этот новый тон, проявившийся и в их созвучных выступлениях с трибуны ООН, очевидно, разделяется и уже подхвачен другими лидерами «двадцатки». Он породил у мирового сообщества перед питтсбургским саммитом высокие ожидания. Однако его участникам надо очень сильно постараться, чтобы высокие ожидания не оказались завышенными. Им предстоит предъявить миру, потрепанному жестоким экономическим кризисом, не просто общее стремление преодолеть трудности, но и готовность к конкретным шагам на основе разделенной ответственности всех участников глобального рынка - как развитых, так и развивающихся.
Для серьезных экспертов задача, стоящая перед «двадцаткой», представляется крайне трудной, если вообще разрешимой в обозримом будущем. Слишком далеко разошлись доставшиеся от прошлого экономические императивы и интересы различных стран и групп стран, чтобы ожидать теперь быстрого и успешного строительства новой общей экономической и финансовой архитектуры, о которой так много говорится. А ведь до решения этой стратегической задачи параллельно надо суметь еще обуздать нынешний кризис и купировать рецессию, столь по-разному проявившиеся в разных странах.
Очевидно, что одной политической воли пусть даже самых энергичных мировых лидеров для этого может оказаться недостаточно. Предварительная работа, проведенная министрами финансов, шерпами и экспертами, выявила не только грандиозный масштаб задач, но и огромные трудности и противоречия в выработке согласованных действий.
Еще на подготовительном совещании министров финансов страны «двадцатки» выразили общее согласие с тем, что в мировой экономике появились явственные признаки оздоровления, но при этом предупредили, что успокаиваться на достигнутом в борьбе с кризисом пока рано. Все согласны также, что после выхода из нынешней рецессии необходимо сделать все возможное, чтобы избежать в дальнейшем ее рецидивов. Но вот мнения о конкретных подходах к решению этой общей задачи в разных столицах разные. В какой мере их удастся свести к общему знаменателю, и составляет главную интригу встречи в Питтсбурге.