Наконец нобелевка по экономике присуждена за изучение двумя лауреатами далеких друг от друга областей исследований, объединяемых лишь искусственно.
Мемориальная премия Нобеля шведского Riksbank в области экономики в 2009 году присуждена двум американским профессорам: Оливеру Уильямсону и Элинор Острем. Оба профессора работают в США, Уильямсон – в бизнес-школе Haas университета Калифорнии в Беркли, а Острем – в университете Индианы.
Формально премию можно считать единой: Нобелевский комитет номинировал Уильямсона за его исследования в области экономики институтов, «в том числе границ фирм», Острем – за то же, но «за исследование общин».
Тем не менее оба ученых не имеют совместных или фактически близких друг к другу работ: Элинор Острем считается скорее политологом, нежели экономистом, Оливер Уильямсон – один из лидеров неоинституциональной школы в экономике, ставший известным в том числе по своим совместным работам с нобелиатом Рональдом Коузом, основателем «теории фирмы» и «теории трансакционных издержек».
Причем если Уильямсон был одним из фаворитов «нобелевской гонки», отстающим, впрочем, от лидеров – Роберта Барро из Гарварда и Эрнста Фера из университета Цюриха,– то присуждение половины премии госпоже Острем стало явной неожиданностью. Дело не в том, что впервые нобелевским лауреатом в области экономики стала женщина: имя госпожи Острем, в отличие от господина Уильямсона, экономисты, как правило, не знают.
Работы Острем в основном связаны с эволюцией институтов коллективной собственности – общинной, кооперативной, муниципальной; кроме того, она известна как специалист по политологии общественных отношений в области экологии и по социально-экологическим отношениям.
«Школа общественного выбора», в рамках которой она работает, является самостоятельным, весьма изолированным и не слишком популярным в США подразделением большой институционалистской школы.
Напротив, Уильямсон – один из известнейших классических институционалистов. Его работы в области теории управления и внутрикорпоративных трансакций стали основой множества практических приложений – от новых методов работы транснациональных корпораций и теории работы с внутрикорпоративными конфликтами до аутсорсинга и лизинга персонала, внутрикорпоративных контрактов и т. д.
В этом свете присуждение премии двум ученым на двоих выглядит хотя и своеобразно, но логично: работы господина Уильямсона обсуждают естественность границ корпоративного сектора «изнутри» компаний, работы госпожи Острем – «снаружи», в формально внекорпоративной сфере, в том числе в госуправлении и коммунальной экономике.