Как заметили искусствоведы и реставраторы, на них стремительно разлагается желтый пигмент. В результате все более коричневыми становятся картины, в которых в большом количестве присутствует ярко-желтый колер, одна из важнейших составляющих палитры знаменитого художника.
Долгое время считалось, что потеря цветности обусловлена прежде всего воздействием света - так как аналогичные процессы происходят и с картинами Сезанна, Тёрнера, Энсора и Писарро.
Точной причины, однако, долгое время установить не удавалось, что не позволяло разработать и нужные меры по защите целостности произведений.
Внести ясность в ситуацию удалось международной группе ученых, осуществивших свои работы совместно с Центром реставрации и исследований Объединения французских музеев. Причем с использованием самой современной техники - расположенного в Гренобле европейского синхротрона третьего поколения ESRF.
Именно эта техника позволила направить сверхтонкий луч рентгеновского излучения на крошечный кусок желтой краски, взятой с одной картины конца 19 века. Толщина луча была 100 раз меньше диаметра человеческого волоса. Это было необходимо для того, чтобы наблюдать за химическими процессами, которые происходили в краске на разных этапах ее 500-часового облучения ультрафиолетовым интенсивным светом.
Опыт наглядно показал, что происходящее превращение желтого пигмента в бурый вызвано распадом основы желтой краски тех лет - хрома.
Затем аналогичным процедурам подвергли два микрофрагмента желтой краски, взятые с двух полотен самого Ван Гога - "Вид Арля с ирисами" /1888 год/ и "Берега Сены" /1887/.
Результат был тот же - желтый эволюционировал в грязно-коричневый.
Ученые выяснили также, что свет - не единственная причина происходящих с пигментом изменений. Ван Гог, как известно, для повышения интенсивности желтого цвета добавлял в эту краску белый краситель. Тот, однако, содержал серу и барий, что, судя по всему, лишь содействует распаду желтого красителя.
Эта фаза исследования воздействия второй краски еще не закончена, и, возможно, ученых ждут еще интересные открытия.
По результатам эксперимента должны быть разработаны защитные меры, применимые в отношении шедевров Ван Гога. От идеи какого-либо химического вмешательства эксперты давно отказались, так как это малопредсказуемый процесс, который может привести к еще большему ухудшению ситуации, воздействуя на состав других красок. Судя по всему, выбор будет сделан в пользу защитного - прозрачного для зрителя - экрана, который будет отфильтровывать фракции света, опасные для картин.