Как следствие, на побережье южного континента существовала довольно разнообразная растительность. Статья ученых появилась в журнале Nature Geoscience.
Ученым давно было известно, что во время миоцена (23,03 - 5,33 миллиона лет назад) климат в Антарктиде был гораздо мягче сегодняшнего, однако, насколько именно он был мягче, известно не было. В частности, оставался неясным вопрос с осадками на южном континенте в то время - сейчас, например, Сухие Долины в Антарктиде считаются самым сухим местом на Земле.
В 2009 году исследователи обнаружили в образцах, соответствующих миоцену, пыльцу. Это, в частности, указывало на то, что часть Антарктиды была пригодна для существования растений. Теперь ученым удалось доказать это.
Сначала исследователи провели радиоизотопный анализ уже упомянутой пыльцы, а также останки растительного воска, покрывавшего листья древних растений. Например, соотношение стабильных изотопов водорода (протия и дейтерия) позволило ученым определить режим осадков в тот период. Используя компьютерное моделирование, исследователи получили практически полное представление о климате на побережье Антарктиды 15,7 миллиона лет назад (это был самый жаркий период миоцена).
Оказалось, что температура в регионе была на 11 градусов Цельсия выше, чем сейчас, и достигала летние периоды до плюс 4 градусов Цельсия. Также, на побережье довольно часто шли дожди. Все это означает, что климат в то время мог поддерживать существование растительности на антарктическом побережье.
По словам ученых, новые результаты позволяют не только узнать, что происходило на планете в прошлом, но и предсказать климатическое будущее. По некоторым прогнозам климатологов, если рост уровня углекислого газа продолжится теми же темпами, что и сейчас, к концу XXI века содержание CO2 в атмосфере достигнет уровня миоцена. Как следствие, на планете установится климат, аналогичный климату того времени.
Ранее ученые заявили, что Антарктида находится под постоянной угрозой вторжения чуждых для нее видов флоры и фауны. Биологи обнаружили, что приезжающие на шестой континент люди привозят на одежде и в вещах семена и споры растений, и даже живых насекомых.