Психолог Тина Лонсдорф из Института Каролинска (Швеция) и ее коллеги-генетики из университета Грифсвальда (Германия) обнаружили, что мутации определенных генов влияют на интенсивность переживаемого чувства страха.
В своем исследовании ученые выдвинули гипотезу, что подверженность фобиям и неврозам страха объясняется нарушением в функционировании ряда генов. Они предположили, что мутация определенных генов может ослабить естественный защитный барьер перед пугающими стимулами, из-за чего нервная система испытывает слишком сильные перегрузки, проявляющиеся в эмоциональных сбоях и сильнейших переживаниях в виде фобий. Будучи практикующим психологом, Тина Лонсдорф заметила, что чрезмерно тревожные люди, страдающие от фобий и навязчивых страхов, крайне быстро реагируют на стресс-стимулы, а опыт, полученный вследствие столкновения с пугающим объектом, сохраняется у них надолго. Про таких людей обычно говорят "обжегшись на молоке, дует на воду". Чувство пережитого когда-то страха со временем у них не притупляется, как это происходит у других людей, а, наоборот, принимает катастрофические масштабы. Такая реакция противоречит самой природе человеческого сознания, которое всеми силами вытесняет травмирующие факторы, дабы избавить человека от необходимости постоянно переживать разрушающие эмоции. Не найдя достаточно объяснений этому феномену в психологии, госпожа Лондсдорф обратилась за помощью к генетикам.
Объектом для исследования ученые выбрали два гена, которые давно были известны как крайне значимые элементы в регуляции нервной системы - ген-транспортер серотонина и ген, кодирующий фермент СОМТ. "Серотонин - нейромедиатор, который играет в организме роль "таблетки счастья", успокаивающей и поднимающей настроение, - рассказал РБК daily кандидат медицинских наук, доцент кафедры биохимии РГМУ Николай Адрианов. - Если же в гене, который переносит серотонин, происходит мутация, нейромедиатор не может в достаточном объеме доставляться к клеткам мозга, его уровень резко падает, что приводит к мигреням, депрессиям и нервным расстройствам".
Фермент COMT, в свою очередь, вовлечен в расщепление допамина - мозгового медиатора, без которого невозможны обучение, мотивация и стремление к положительным стимулам. Определенный полиморфизм в гене, кодирующем данный фермент, приводит к более высоким уровням внеклеточного допамина в предлобной коре. С одной стороны, это обуславливает увеличение объема рабочей памяти, но, с другой, повышает уровень общей тревожности и восприимчивости к стрессу. Изучив взаимозависимость генов и чувства страха in vitro, ученые решили проверить полученные результаты в полевых условиях.
Ради этого исследователи организовали довольно жесткий эксперимент. Добровольцам поочередно показывали различные картины нейтрального содержания. Однако демонстрация некоторых произведений искусств подкреплялась ударом тока. После нескольких сеансов шоковой терапии ученые добились того, что при виде изображения, за которым уже несколько раз следовал электрошок, участники проявляли выраженные признаки сильного страха. На следующий день побитые током добровольцы вернулись в лабораторию, где им снова показали те же картинки, но уже без подкрепления током. Ученые внимательно наблюдали за участниками и поделили их на две группы: тех, кто по-прежнему содрогался при виде картинок, к которым ранее был привязан удар током, и тех, кто, увидев, что картины "обесточены", совершенно успокоился. Также в распоряжении ученых были образцы крови участников, по которым генетики могли сделать заключение о наличии мутации в гене-транспортере серотонина и гене, кодирующем фермент СОМТ.
Гипотеза ученых подтвердилась. У наиболее пугливых участников была обнаружена укороченная версия гена-транспортера серотонина и, как следствие, более низкий уровень серотонина. А у тех, кто не испытывал страха при виде потенциальной опасности в виде "шоковой" картины, версия гена была удлиненной. Более того, у совершенно бесстрашных участников ученые обнаружили специфическую мутацию гена, кодирующего фермент СОМТ на снижение допамина. Такая мутация позволяла забывать негативный опыт за считанные часы. У тех же, кто по-прежнему боялся удара тока, также имел место полиморфизм в гене СОМТ, однако в данном случае, как и предполагали ученые, мутация влекла за собой повышение уровня допамина.
"Полученные нами результаты могут иметь крайне интересное применение, - говорит Тина Лонсдорф. - Оказалось, что специфическое влияние генов и их вариаций на поведение человека гораздо сильнее, чем думали раньше. Например, генетически запрограммированная реакция человека на стресс и способ преодоления страха сказывается непосредственно на вероятности возникновения неврозов и фобий". Авторы исследования уверены, что люди с определенными генными полиморфизмами априори будут более тревожными и пугливыми, чем люди без генетических мутаций. Кроме того, низкая адаптивная способность и трудности в преодолении страхов у носителей мутированных ДНК диктует использование качественно новых методов терапии фобий. Не исключено даже, что в скором времени избавляться от навязчивых страхов люди будут не в кабинете у психоаналитика, а в лаборатории генетика.