Среди них - гармонизация законодательства, развитие системы экспертизы и сервисных услуг, эффективное использование грантовых средств, расширение возможностей отечественного финансового рынка, а также тесное взаимодействие всех звеньев инновационной цепочки.
Венчурные инвестиции (от английского «venture» - «рискованное начинание») подразумевают вложение денег в перспективный инновационный бизнес, который еще не имеет доступа на фондовый рынок. В России такая форма инвестирования значительно менее распространена по сравнению с ведущими странами, передает ИТАР-ТАСС.
«Во-первых, - считает глава государства, - переход к инновационной экономике усложняет формы ведения бизнеса. Возникающие венчурные фонды и «старт-ап»-компании (только начинающие бизнес - прим.) имеют дело с гораздо более высокими уровнями риска, вступают в более сложные отношения. И нам нужны новые эффективные организационно- правовые формы».
«Во-вторых, - полагает Медведев, - нужно развивать систему экспертизы и целый набор сервисных услуг (юридических, информационных, бухгалтерских), востребованных бизнесом». «Любой «старт-ап» без такого сопровождения, без умения цивилизованно вести бизнес обречен на неудачу», - отметил он. «При этом такое инфраструктурное сопровождение бизнеса должно быть разумным и достаточным», - оговорился президент.
«В-третьих, - продолжал президент, - необходимо расширить направления, которые финансирует Фонд содействия развитию малых форм предприятий, используя механизмы грантового и возвратного финансирования».
«Четвертое - нужно не только активно привлекать иностранные инвестиции, но и развивать отечественный финансовый рынок, создать такие условия, которые позволят оставаться в российских компаниях привлеченному капиталу, независимо от обстоятельств на международных рынках», - отметил Медведев.
По его мнению, в этом направлении «уже немало сделано». «Принятые законодательные решения обеспечили защиту инвесторов от банкротства финансовых организаций, введены меры налогового стимулирования научной, опытно- конструкторской и технико-внедренческой деятельности. Будет продолжена работа как по снижению регулятивной нагрузки на инвестфонды, так и в части либерализации экспорта инновационной продукции», - сказал Медведев.
Он назвал, в частности, «очень наболевшим» вопрос «прохождения очень сложных таможенных процедур».
Наконец, в-пятых, он призвал «обеспечить непрерывность работы всех звеньев инновационной цепочки и координацию институтов развития». «Уже не раз ставилась задача создания «зеленого коридора» /инновационного лифта/ для высокотехнологичных компаний. Пора создать единую информационную базу таких проектов, а также своего рода систему логистики инвестиционных проектов», - обратился Медведев к участникам заседания.
По заявлению Медведева, «от роста рынка венчурного капитала, от масштаба инвестиций в высокотехнологичный бизнес и в создание инновационных продуктов прямо зависит успех модернизации».
Он отметил, что «тенденция увеличения расходов отечественных компаний на исследования, научные разработки уже очевидна, однако венчурного рискового капитала по- прежнему мало».
Глава государства привел такие цифры: «В России действует 108 венчурных фондов, из них 43 активных с объемом капитала около 2 млрд долларов.
«Развитие нашего инновационного рынка сдерживает отсутствие спроса на высокотехнологичную продукцию, - констатировал президент. - Одна из причин - нехватка экономической мотивации, а также свободных денег для внедрения инноваций в производство».
По данным специалистов, из-за мирового финансово- экономического кризиса, начавшегося в 2008 году, произошел значительный спад рынка венчурных инвестиций – примерно в 1,5 раза относительно уровня 2007 года. Относительно уровня 2000 года объем венчурных инвестиций в 2009 году составил лишь 25%. Однако в первом полугодии 2010 наметилось восстановление рынка. Так, по итогам первого квартала рост составил 13% относительно аналогичного периода 2009 года. Вместе с ростом объемов инвестиций во всем мире, кроме США, наблюдается рост объемов сделок.
«Кризис отразил высокую зависимость венчурного рынка от финансового состояния институциональных инвесторов и от наличия спроса от крупных технологических компаний на технологические прорывы», - отмечают в «Российской венчурной компании».