«Суд установил, что Ходорковский и Лебедев с другими участниками организованной группы путем обмана добивались получения положительных заключений аудиторских компаний»,- сказал председательствующий на процессе судья Виктор Данилкин, оглашая свой приговор, передает «Интерфакс».
В данный момент суд зачитывает доказательства, подтверждающие совершение фигурантами этого деяния.
В четверг суд возобновил оглашение приговора в отношении Ходорковского и Лебедева. Накануне судья анализировал доказательства обвинения, которыми он мотивирует вывод о виновности подсудимых. Затем ему предстоит дать оценку доказательствам защиты, передает ИТАР-ТАСС.
Ранее он проанализировал ряд доказательств: протоколы общих собраний акционеров, договоры купли-продажи нефти, приговор Мещанского суда Москвы Ходорковскому и Лебедеву, вынесенный в 2005 году, а также приговоры в отношении других бывших сотрудников ЮКОСа. Также председатель суда остановился на показаниях свидетелей, в частности, бывших работников нефтяной компании и вызванных на процесс по ходатайству адвокатов главы Сбербанка Германа Грефа и министра промышленности и торговли Виктора Христенко. Все эти данные расценены как доказательства вины фигурантов. При этом Данилкин критически отнесся к показаниям самих подсудимых, которые отрицали свою вину.
Оглашение приговора Ходорковскому и Лебедеву началось в понедельник. Суд признал их виновными в хищении нефти у добывающих компаний, а также в легализации («отмывании») денежных средств, полученных преступным путем. В то же время, по части обвинений их уголовное преследование прекращено за истечением сроков давности привлечения к ответственности. По мнению адвокатов, речь идет об эпизоде с хищением акций «Восточной нефтяной компании (ВНК).
«Вина Ходорковского и Лебедева подтверждается доказательствами, исследованными в ходе судебного разбирательства», - зачитал приговор Виктор Данилкин.
Согласно выводу суда, Ходорковский и Лебедев действовали в составе организованной группы, возглавляя ее. Реализация нефти осуществлялась через комиссионеров, при этом все движение сырья контролировалось обвиняемыми, благодаря чему схема хищения могла быстро меняться в зависимости от обстоятельств.
«С помощью многочисленных подставных компаний и с привлечением различных банков денежным средствам, полученным в результате хищения нефти, придавался легальный вид», - отметил судья, добавив, что для «отмывания» характер сделок скрывался и им придавался вид законности. В итоге похищенные средства переводились через счета подконтрольных компаний, внешне не относящиеся к структуре ЮКОСа.
Подводя итог описанию события преступления, Данилкин назвал сумму легализованных в период с 1998 по 2004 годы средств - 487 млрд рублей и более 7,5 млн долларов.
Выплачиваемые же акционерам дивиденды суд оценил как вознаграждение участникам орггруппы за содействие в преступленной деятельности.
В приговоре подчеркивается, что после возбуждения первого уголовного дела и ареста Ходорковского и Лебедева участники группировки продолжали финансовые операции, чтобы запутать следствие и сохранить приоритетные деньги.
Адвокаты подсудимых вскоре после того, как стало ясно, что приговор Хамовнического суда обвинительный, заявили, что будут его обжаловать.
Представители гособвинения отказались от каких-либо комментариев до оглашения резолютивной части приговора (в которой судья назовет сроки наказания).