Путинский лагерь хочет сплотить страну в противостоянии внешнему врагу, пишет Le Temps, сообщая о намеченной на 23 февраля массовой "патриотической" манифестации в поддержку кандидатуры премьер-министра. "Осознавая, что его популярность среди среднего класса, молодежи, образованного и городского населения стремительно снижается, кандидат Путин, по-видимому, пытается прельстить консервативный, провинциальный электорат со скромным достатком, который узнает новости по государственным телеканалам, в отличие от "прогрессивного" электората, черпающего информацию из интернета", - отмечает корреспондент Эммануэль Гриншпан.
Телевидение дискредитирует либеральную оппозицию, обвиняя ее в работе на Вашингтон; прокремлевские комментаторы подпитывают миф о том, что США "пытаются наложить руку на наши природные ресурсы"; на митинге, организованном в прошлую субботу в поддержку Путина, трибуна была предоставлена практически исключительно деятелям ультранационалистического толка, говорится в статье.
Хотя сам Путин избегает подобной риторики, на встрече с политологами в прошлый понедельник он сказал, что является "настоящим русским националистом в хорошем смысле слова", а в статье, посвященной национальному вопросу, высказался за ужесточение контроля за внутренней миграцией, подыграв тем самым русским националистам.
По мнению политолога Дмитрия Орешкина, "чтобы удержаться у власти, он вынужден опираться на людей, занимающих крайние позиции политического спектра, проповедников советского катехизиса. Мы вступаем в ситуацию, когда элита будет вынуждена прибегать к насилию, чтобы сохранить власть", - цитирует издание. С такими выводами согласна и оппозиционная журналистка Маша Гессен. Она полагает, что поддержка Москвой режима Башара Асада объясняется солидарностью между авторитарными режимами: "Применение силы против манифестантов - это возможность, о которой, несомненно, думает Путин".
"Запасной план Кремля" на случай второго тура президентских выборов - это Геннадий Зюганов: в случае второго тура Зюганов наберет лишь 18%, тогда как Путин - 55%, пишет The Financial Times.
"Для Кремля Зюганов - идеальный враг, поскольку он давно доказал свою неспособность победить", - поясняет политтехнолог Глеб Павловский. Зюганов за 20 лет мало чего достиг, хотя к его услугам "крупнейшая политическая франшиза в России" - самая известная партия с массовыми организациями на местах (более 150 тыс. членов). Зюганов жестко критикует Путина, но модель будущего, которую он предлагает, основана на советских рецептах.
"Длительное пребывание Зюганова во главе КПРФ - пример господства "управляемой" демократии в России, где Путин каждые четыре года соперничает с тщательно и самолично отобранной группой заведомых неудачников. В России политики-неудачники почти что бессмертны, точно любимые телесериалы, кочующие с канала на канал", - пишет автор статьи Чарльз Кловер.
Два информированных источника утверждают: премьер-министр Путин, возможно, распустит "Единую Россию" и сформирует для себя новую базу власти, сообщает агентство Bloomberg в статье, опубликованной на сайте Business Week. "Вероятно, у партии изменится название, появятся новый логотип и новое руководство", - пишут журналисты Илья Архипов и Генри Мейер со слов источников. Официальный представитель "Единой России" Наталья Виртуозова сказала, что ей ничего не известно о планах ребрендинга партии. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сказал в телефонном интервью, что никогда не слышал о плане преобразования "ЕР".
Со своей стороны, Михаил Дмитриев, глава московского Центра стратегических разработок, не исключает, что Путин согласится на досрочные парламентские выборы. О возможности таких выборов в случае, "если окажется, что популярность внепарламентских партий весьма высока", говорит и единоросс Сергей Марков. Дмитриев считает также, что Путину, возможно, придется спланировать "стратегию ухода" до окончания президентского срока.
Бывший президент СССР Михаил Горбачев сказал во время лекции в Международном университете в Москве, что премьер-министр и кандидат в президенты РФ Владимир Путин "исчерпал себя" как российский лидер, пишет The Guardian. По его словам, если Путин не сможет переломить себя и ничего не изменит, "все выйдут на площади". Горбачев повторил свое мнение, что систему, созданную могущественным лидером за 12 лет, надо менять.
В России следует возродить наследственную монархию в ее конституционном варианте, дает неожиданную рекомендацию в статье для The Japan Times Андрей Бородаевский, специалист по экономике и международным отношениям, в прошлом преподаватель университета Сейнан Гакуин (Фукуока). По мнению автора, страна больше не должна "терпеть эксцессы авторитарной президентской власти". Введение конституционной монархии, как ни парадоксально, заложит фундамент более прогрессивной и эффективной демократии.
"В сегодняшней критической ситуации историческая задача России - мирными средствами восстановить легитимное государственное устройство", - пишет Бородаевский. Он рекомендует созвать максимально широкий общественный форум, на его основе выработать общенациональный консенсус и провести "избирательное собрание", уполномоченное начать необходимые конституционные реформы. По новой конституции страна плавно перейдет от президентской республики к парламентской демократии с элементами конституционной монархии.
Эта модель - вовсе не утопия, и она поможет обойтись без новой Февральской революции, считает автор. Он ссылается на успешную реставрацию монархии в Испании в 1978 году. На свете есть законный и, по мнению автора, бесспорный наследник русского престола - великий князь Георгий Михайлович Романов.
Бородаевский перечисляет возможных участников диалога о конституционной реформе: члены "тандема", депутаты Госдумы нынешнего созыва, представители Human Rights Watch и других НКО, а также "Лиги избирателей" и "Голоса", российский императорский дом, российское Дворянское собрание. Мнение народа выяснят путем референдума.
В качестве национальной идеи автор предлагает осовременить принцип "Православие, самодержавие, народность" - ввести триаду "Религиозные ценности, конституционная монархия, парламентская демократия". Легитимная фигура монарха станет наилучшим фактором стабилизации и консолидации, утверждает он.