Главных пунктов три. Пенсионный возраст повышаться вроде не будет, но размер пенсии будет зависеть от стажа. Для максимальной пенсии (40% от заработка) потребуется 40–45 лет непрерывного (!) стажа – всё, что меньше, будет «тянуть» только на минимальный размер пенсии. Отчисления в ПФР должны идти не только от работодателей, но и корпоративные (что-то вроде ведомственных пенсий), и от самого будущего пенсионера. Эти три составляющие позволят человеку получать в старости не меньше 70% от заработка. По-новому копить на пенсию будет предложено тем, кому до пенсии осталось 20–25 лет. Остальные будут получать ее по старым расчетам.
Надеюсь, это не окончательная модель. Вопрос стажа – лишь завуалированное согласие повысить пенсионный возраст. В этом, кстати, я ничего плохого не вижу.
Проблема в другом. В мире есть всего две страны, граждане которых не обязаны ничего платить в пенсионные фонды (это бремя – на работодателях): Австралия и Россия. И если в Австралии система так устроена, что граждане все равно получают нормальные пенсии, то у нас и пенсии маленькие, и растущий дефицит Пенсионного фонда. Сегодня отчислений на пенсию едва хватает, чтобы покрыть треть дефицита ПФР. Выплата пенсий требует постоянного инвестирования со стороны бюджета.
И тут мало установить более долгий стаж. Тут надо менять всю пенсионную систему. Надо, чтобы работодатель отчислял только долю будущей пенсии, может быть, что-то могло бы оплатить и государство. Но главное – на пенсию должен откладывать сам человек.
И тогда возникает самая главная проблема, о которой у нас предпочитают молчать. У большинства граждан зарплаты едва хватает на то, чтобы более-менее сносно жить. Но катастрофически не хватает на то, чтобы еще куда-то что-то отчислять. Не говоря уж об ипотеке и тому подобных радостях жизни. Зарплата, выплачиваемая людям из бюджета, слишком низкая и всего этого попросту не учитывает. И это – принципиальный вопрос. Он должен как-то решаться. Иначе ничего хорошего не выйдет.