
Еще страшнее другое: в аналогичную ситуацию могут попасть жители какого угодно другого крупного или мелкого города в любом «проблемном» регионе страны. И помощи от властей при этом ждать не стоит — по крайней мере в первые часы после ЧП. При этом россияне уже настолько привыкли к вранью со стороны властей, что даже в природных катаклизмах склонны обвинять государство.

фото: twitter.com/kotenarina |
Нет света, питьевой воды, газа, дома разрушены, жители перепуганы: это не декорации к съемкам фильма-катастрофы — юго-запад Краснодарского края подвергся небывалому удару стихии. Больше всего от наводнения пострадал райцентр Крымск. Вода сюда пришла ночью, когда люди уже спали. Оповестить о надвигающейся волне жителей никто не удосужился — и это главная претензия к краевым властям. Счет затопленных домов, пострадавших от стихии людей идет на тысячи. «МК» восстановил хронологию трагедии.
В пятницу вечером на юго-запад Краснодарского края обрушились тропические дожди — выпало около 300 миллиметров осадков, что примерно соответствует полугодичной норме. К вечеру был частично затоплен курортный Геленджик. Сюда вода пришла на несколько часов раньше, чем в Крымск.
В Геленджике затопило достаточно много жилых домов и несметное количество автомобилей. Вода прибывала быстро — иногда людям не удавалось даже покинуть дом через дверь: она блокировалась потоком. На утро 7 июля пострадавшими были признаны около 7 тысяч жителей. Погибших, однако, было гораздо меньше, чем позже в Крымске, — по последним данным, девять геленджикцев. Возможно, дело в том, что на курорте люди еще не улеглись спать.
![]() | ||
графика: Иван Скрипалев |
Также во время стихии под Геленджиком погибла 52-летняя ростовчанка Людмила Болтенко. Она вместе с мужем и коллегами (Людмила работала на подстанции «скорой помощи») приехала в дом отдыха «Зеленый гай». Ближе к вечеру туристический лагерь, состоящий из одноэтажных деревянных домиков, стало затапливать. В последний момент, когда автобусы уже собирались вывозить людей из опасной зоны, Болтенко побежала в домик за документами. И сразу же вслед за ней рухнула стена. Ее унесло мощным потоком.
Впрочем, все это оказалось лишь предисловием к наводнению в Крымске. Очевидцы утверждают, что город накрыло гигантской волной в три часа ночи. По свидетельствам крымчан, в течение 10 минут волна от 5 до 7 метров затопила город. «Людей в городе не предупредили, волна пришла ночью, поэтому спасти имущество никто не смог. Сейчас во всем городе нет воды, света, газа», — написала в Твиттере пользователь Анна Ковалевская.
Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев прибыл в Геленджик 7 июля. На Крымск он обратил внимание, совершая позже вертолетный облет зоны бедствия. «С воздуха видно, что в Геленджике вода почти сошла, но в Крымске сейчас что-то невообразимое», — написал Ткачев в Твиттере. То есть даже губернатор не имел информации о масштабах бедствия!
Поражают видео, которые выложили в Интернет жители Крымска. Одним из первых это сделал крымчанин Вадим Подлубный. На кадрах — последствия наводнения. Уровень воды на его улице Лагерной — 2 метра 70 см. Под толщей воды не видно даже высокого забора, первые этажи частных домов оказались под водой. Крымчанка Ирина Елизова выложила видео с крыши своего дома на улице Советской. И этот ролик впечатляет еще больше. Видно, что частные дома ушли под воду практически полностью! Виднеются только крыши.
На третьем продолжительном видео крымчанин с крыши высокого многоквартирного дома днем в субботу снимает панораму города. На ролике видно, что взрослые и дети жмутся на крышах окрестных домов. «А вот и наши герои-милиционеры, — комментирует автор ролика. — Плывут на резиновой лодочке по улицам. Люди просят о помощи, а им хоть бы хны. Плывут себе дальше! И так они проплыли здесь уже три раза. А где-то тут под водой моя машина! Вот холодильники, телевизоры плывут... Стадион залило по самые трибуны, на рынке люди на крышу забрались. Школу не видно».
Местные жители, оказавшиеся в безопасной зоне, рассказывают о происходящем в Крымске. По их словам, город просто стерт с лица земли:
— Мы в Крымске, дома, — рассказывает Анна Добровольская. — Нас не зацепило, мы живем на горе... Только нет ни света, ни газа (зацепило газовые трубы), ни воды. Хотя в более отдаленных от места трагедии районах города есть свет и вода. Мы ходим к дедушке в частный сектор готовить еду на костре и воду набирать, потому что сами живем возле района бедствия, только что на возвышенности. Ведутся работы, как я понимаю, по откачке воды — пожарные расчеты заполонили всю улицу, на которой мы живем. Во всех детсадах, школах, ДК, больнице размещают пострадавших в зависимости от состояния.
Многие говорят о том, что власти города даже не предупредили жителей о возможном затоплении — ни сирен, ни громкоговорителей. Поэтому в первую очередь пострадали пожилые люди. Кто-то не успел сориентироваться в ситуации, а кто-то попросту не проснулся.
— Сирена была после того, как пошла вода, — вспоминает Анна. — Некоторые ее даже не слышали... Одних разбудили соседи, а другие утонули, даже не проснувшись, в основном пожилые люди. В 2002 году прорвало плотину, и в домах у реки воды было по тумбочку для телевизора. А в этот раз вода в том же месте была по потолок. Люди, кто успел спастись, просидели ночь на крышах и чердаках, кому как повезло... И вода прибывала очень быстро, затопило буквально за 30 минут.
Пользователи Рунета развернули активную кампанию по сбору средств и помощи пострадавшим от наводнения. Как говорят сами жители Крымска, больше всего не хватает одежды и средств гигиены. В соседних городах уже набираются группы добровольцев для расчистки города. Однако первых помощников МЧС отправило восвояси, предупредив, что в следующий раз самых активных будут наказывать как мародеров.
— У кинотеатра бардак, в палаточные лагеря никого не пускают, — описывает ситуацию Игорь Черкашин. — Центральные улицы разгребли для вида, все остальное как было завалено, так и осталось. А когда привезли генератор, чтобы зарядить телефоны, полиция отказалась сообщить об этом по громкоговорителю. Люди сами кричали и передавали информацию.
— С друзьями отправились в район Крымска помогать пострадавшим, — сообщает Александр. — Итог: в Крымск не пускают, после слов, что приехали помогать, представитель полиции ответил: мол, сами справимся. В конечном итоге подъехал патруль и сказал: ребята, валите отсюда, а то как мародеров примем!
Многие очевидцы трагедии критично отзываются о действиях правоохранительных органов. При этом известно, что среди погибших числится подполковник крымского отделения полиции Вячеслав Горбунов. Горбунов спас ребенка, кинулся спасать его родителей, но его смыло волной. Подполковника нашли через несколько часов в форменной одежде погибшим. «Родителей ребенка спасли другие сотрудники полиции, они остались живы, — поведал первый замглавы МВД Александр Горовой. — Вячеслав Горбунов будет представлен к госнаграде, семья получит все компенсации». У Горбунова остались жена и 22-летний сын.
Местный житель Марк Коваленко рассказал журналистам, что он и его соседи еле спаслись: «Бабушку через окно вытаскивали. Даже документы не успели взять. У других река взломала 20 м бетонного забора, вошла во двор, разбила автомашины отдыхающих, уничтожила сад. Блоки от забора оказались на соседней улице, метрах в шестидесяти от места прорыва».
Кубанский эколог Сурен Газарян приехал в Крымск, как только узнал о трагедии. «У меня сегодня день рождения, а я тут такого увидел, что с ума можно сойти, — сказал Газарян корреспонденту „МК“. — Все выглядело сюрреалистично. Первые этажи многоквартирных домов подтоплены до сих пор. Машины невообразимым образом оказались на крышах домов, друг на друге. Было ощущение нереальности — как будто это все компьютерная игра. Все, кто оказался под завалами, сразу погибли, ведь там же была и вода».
Газарян убежден, что погибших гораздо больше, чем пока официально сообщается. «Я уверен, что погибло более 200 человек! Люди, кому мы оказывали помощь, говорили, что десятки трупов проплывали мимо них в ту страшную ночь! Специалисты могли предсказать такую ситуацию. Но никто жителей Крымска о надвигающейся драме не оповестил, не велось никакого мониторинга. Сейчас там, где я нахожусь — отдаленный от центра район города, — нет ни одного эмчээсника. Изредка забредают пожарные, откачивают воду. Приходили и телевизионщики, по-моему, телеканал „Дождь“, с камерами, но их разъяренные граждане чуть не побили».
Сотрудники МЧС начали работу в Крымске днем в субботу. К спасателям присоединились местные жители, которые выручали затопленных соседей, используя резиновые лодки и даже надувные матрасы. Сотрудники МВД зарегистрировали семь случаев мародерства. «В основном злоумышленники пытались вынести ценные вещи из разрушенных стихией витрин магазинов. При этом добычей мародеров становилась как бытовая техника, так и плюшевые игрушки», — сообщили в ГУ МВД по Краснодарскому краю. Впрочем, эколог Газарян уверен, что массового мародерства и не могло быть. «Здесь люди достаточно бедно живут. Ну, кто-то на моих глазах вытащил продукты из продуктового магазина. Это и мародерством не назовешь — и так все пропало».
Очевидцы сообщали, что в незатопленной части города еду в субботу и воскресенье готовили во дворах на костре. Люди обменивались необходимыми вещами. Не работали магазины, воды нет. Кто живет в верхней части, принимают пострадавших в свои дома. Людей шокировали мертвые тела, на которых они натыкались прямо на улицах.
— Сейчас люди разгребают завалы, вода в целом сошла. Но в низинных частях города сохраняется — воды там по щиколотку. Света, газа нет. Питьевую воду раздаем мы, волонтеры, — рассказал «МК» координатор добровольцев из Краснодара Евгений Машкарин, находящийся в Крымске. — Общественный транспорт в городе, конечно, не ходит, но перемещаться уже можно — на машинах, пешком. Как работают добровольцы? Загружаем багажник едой, водой, одеждой и ездим по дворам, спрашиваем у людей, что им нужно, тут же раздаем. Люди до сих пор очень напуганы.
Только в воскресенье было восстановлено движение по участку Северокавказской железной дороги. В районе Крымская — Баканская железнодорожное полотно находилось под как минимум полуметровым слоем воды. Более 10 поездов, которые следовали в Новороссийск и обратно, были остановлены. В воскресенье же было восстановлено движение по автодороге Краснодар — Новороссийск.
На данный момент, по официальным данным краевого управления МВД России, погибло 153 человека. Большинство — около 90 процентов — пожилые люди, но есть и трое детей — 1 года, 8 и 10 лет. 141 человек обнаружен в Крымске и окрестностях, 9 — в Геленджике, 3 — в Новороссийске. В Геленджике в воскресенье без электричества оставалось 10 тысяч человек. Днем в воскресенье в Крымске вновь начался дождь. Электричество здесь власти обещают восстановить через три дня. Всего в Краснодарском крае было затоплено 5200 домов, в которых проживает 26,5 тысячи человек. Разрушено 254 дома. В ликвидации последствий наводнения задействовано более 2700 человек.
9 июля объявлено в России днем траура.
ЧТО НАПИШУТ В ОБВИНИТЕЛЬНОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ
Уголовное дело по факту трагедии на Кубани возбуждено по статье 109 УК «причинение смерти по неосторожности». Кто виноват в трагедии и можно ли было ее предотвратить — эти вопросы будут задавать, наверное, еще не один день. А ответы лежат на поверхности. Достаточно изучить лишь один любопытный документ. Читаешь — и как будто листаешь будущее обвинительное заключение. Судите сами:
"Наводнения выявили крайнюю степень запущенности в решении проблемы ответственности за состояние и содержание гидротехнических сооружений, наличие большого числа просто бесхозных сооружений, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Выяснилось, что:
— у 18 тысяч гидротехнических сооружений много различных собственников (пять министерств Российской Федерации), а одна река может принадлежать нескольким ведомствам; недостаточность в готовности и подготовке спасательных формирований, в самой организации поисково-спасательных работ в зонах наводнений;
— регулярная очистка русел рек от твердых стоков во многих регионах не проводилась на протяжении последних 10–15 лет. Это привело к тому, что русла рек были забиты твердым стоком, а транспортирующие способности рек уменьшились из-за вырубки лесов в береговых зонах, ввиду чего паводковые расходы растекались по поймам рек, где зачастую была произведена жилая застройка. Осуществлялась бесконтрольная выборка из пойм рек инертного материала (песок и галька), который бы задерживал дождевую воду. На ряде рек до сих пор отсутствует гидрологическая съемка русел;
— за последние 10 лет количество наблюдательных постов и водомерных станций сократилось в целом на юге России вдвое;
— слабая подготовленность населения к восприятию предупреждений об опасных явлениях и к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, повлекшая за собой в ряде случаев неадекватность поведения и нежелание заблаговременно покидать свои дома;
— средства, получаемые субъектами Российской Федерации на предупреждение чрезвычайных ситуаций в виде платежей за пользование водохозяйственными объектами, расходовались руководителями территорий не по назначению, а для решения других проблем регионов. Так, общая сумма этого сбора по Южному федеральному округу составила 900 млн. рублей, а по назначению было израсходовано только 12%;
— нет ни одного строящегося объекта, будь то жилой дом или объект социального назначения, возведение которого было бы согласовано с Министерством природных ресурсов, с учеными».
![]() | ||