Как напоминает агентство Reuters, 22-летняя Надежда Толоконникова, 24-летняя Мария Алехина и 29-летняя Екатерина Самуцевич провели больше пяти месяцев в тюрьме, куда попали после молитвы Богородица, Путина прогони, которую девушки в цветных балаклавах и ярких платьях исполнили в храме Христа Спасителя в разгар президентской предвыборной кампании.
"Я вас не боюсь, - произнесла Алехина из клетки, выступая с последним словом. - Я не боюсь плохо задекорированного обмана в приговоре так называемого "суда". Потому что он может лишить меня только так называемой "свободы". Только такая существует в Российской Федерации".
"Но моей внутренней свободы никому не отнять", - заявила Алехина.
В защиту Pussy Riot выступили с открытым письмом две сотни российских художников, музыкантов, актеров, писателей и режиссеров. Девушек поддержали рок-звезды Red Hot Chili Peppers, Franz Ferdinand, Faith No More, Патти Смит и Питер Гэбриэл.
Утром среды в ожидании судьи участницы панк-группы со счастливыми лицами рассматривали фотографии с концерта поп-дивы Мадонны, которая накануне предстала перед московской публикой в балаклаве и с надписью "Pussy Riot" на голой спине. В интервью телевидению Reuters Мадонна назвала процесс над девушками "несправедливостью", а грозящий им тюремный срок - "трагедией".
"Я против цензуры и на протяжении всей свой карьеры пропагандировала свободу самовыражения и свободу слова... Исторически искусство всегда реагировало на происходящее в обществе, и мне трудно представить, как можно быть художником и не ввязываться в политику", - сказала Мадонна.
Участницы группы называют свой перформанс в храме современным искусством и политическим акционизмом. Следствие видит в нем хулиганство, совершенное по предварительному сговору и по мотивам религиозной ненависти, а потерпевшие - в основном работники храма - жалуются на причиненные духовные страдания.
"No рasaran"
Толоконникова, выбравшая для последнего выступления в суде футболку с принтом "No pasaran", сравнила уголовное преследование со сталинскими репрессиями, а панк-группу - с диссидентами.
"Несмотря на то, что данная система является авторитарной, я наблюдаю некоторый крах, - сказала она в последнем слове, согнувшись над щелью в стеклянной клетке. - Все больше людей с каждым днем верят нам и верят в нас и считают, что нам не место за решеткой".
Она цитировала строчки панк-молебна, а закончила речь цитатой из песни, которую Pussy Riot исполнили в декабре напротив окон спецприемника, где отбывали административный срок задержанные на первом массовом митинге в Москве после парламентских выборов: "Откройте все двери, снимите погоны, почувствуйте с нами запах свободы".
Зал зааплодировал, а судья Марина Сырова раздраженно повысила голос: "Мы здесь не в театре находимся".
Статья Уголовного кодекса предусматривает до 7 лет тюрьмы за вменяемое Pussy Riot преступление. Обвинение просит посадить их на три года. Сырова назначила оглашение приговора на вечер следующей пятницы, 17 августа.
Против чуда
Подсудимые говорили, что создали группу в ответ на объявление Владимира Путина о возвращении в президенты на третий срок в сентябре прошлого года. Его предвыборная кампания сопровождалась самыми массовыми за десятилетие протестами с участием до сотни тысяч человек.
Девушки говорят, что выступили против "сближения церкви с органами госбезопасности", специально выбрав для этого храм, настоятелем которого является патриарх Кирилл. Перед выборами он поддержал Путина, назвав время его правления чудом.
Арестантки на последнем заседании не стали повторять извинений в адрес верующих, которых обидело их выступление.
Большинство потерпевших, выступавших в суде, оказались сотрудниками храма Христа Спасителя - алтарниками, свечницами и охранниками.
Полторы недели, которые продолжался процесс, у линий оцепления на перекрытой по случаю суда улице дежурил десяток сторонников панк-группы. В пятницу им удалось прорваться к зданию суда с криками "Свободу Pussy Riot", а трое в разноцветных балаклавах забрались на козырек соседнего здания и оказались напротив окон зала заседаний Хамовнического суда - того же, где полтора года назад слушалось второе дело Юкоса.
Подсудимых держат в "аквариуме" размером с грузовой лифт, который когда-то был построен для Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, поскольку Европейский суд по правам человека запретил держать их до приговора за металлической решеткой.
"Это такое изощренное глумление над людьми, осмелившимися подать жалобу в ЕСПЧ: ах, мол, вы говорите, что клетка с решеткой - плохо, а вот получите клетку из стекла, стакан с амбразурой для переговоров с адвокатами, в которой надо нагибаться в три погибели, чтобы что-то сказать", - посочувствовал девушкам из колонии Ходорковский.
"Летом в стеклянной клетке чувствуешь себя тропической рыбой - жарко, воздух от кондиционера в зале через стекло не циркулирует", - отмечает бывший глава ЮКОСа.