У римо-католиков пост начинается в воскресенье, которое приходится между 28 ноября и 3 декабря (в этом году 29 ноября), и длится к Вечеру Рождества, то есть до 24 декабря.
Рождество Христово, как и праздник Воскресенье Господнее, принадлежит к наибольшим празникам в году, поэтому пост перед Рождеством сотворялся как и Пасхальный пост и даже носит название Четыредесятницы.
«Колыбелью» этого поста является давняя Галлия (сегодняшняя Франция). Упоминания о подготовительном посте к Рождеству Христово на этих территориях приходятся на V ст. Немного позже этот пост переходит в Рим и Италию, а следовательно – в Англию. Рождественский пост на Западе со временем получает название «адвен», что с латинского означает «приход», то есть приход в мир Христа. Сначала слово «адвент» обозначало сам праздник Рождества Христово, а позже – начало обозначать время перед Рождеством. Христово. В IX ст. первое воскресенье адвента стает на Западе началом церковного года.
Если на Западе рождественский пост в VI ст. стал уже общим, то на Востоке под воздействием Запада в это время он только начинается. В ІХ ст. Рождественский пост стает общим по всему Востоку. В Руси в домонгольськое время на протяжении года были, кроме пасхального, еще три других поста. Как рассказывает Киевский митрополит Георгий в «Билеческим Уставе», эти посты начинались в то же время, что и сегодня, только Успенский пост не был распространенным везде и был более кратким. Митрополит Георгий называет Рождественский пост Филипповкой, это значит, что он начинался от св. Филиппа, 27 (14) ноября. Во время Филипповки он приписывает такой же пост и поклоны, как и в Петровку: это употребление еды раз в день без молока и без мяса, а в субботу и воскресенье можно употреблять рыбу. Киевский митрополит Максим (1283–1305) называет рождественский пост Четыредесятницей.
В наше время Церковь по разлным причинам смягчила когда-то очень строгие посты. Но это не значит, что мы не обязаны практике духа жертвы, покуты и поста. Время поста – это в первую очередь время очистки души и приготовления человека до празднования светлого христианского праздника, в частности события прихода в мир Иисуса Христа. Пост для христиан сопровождается частой молитвой и принятием Святых Таин, которые должны быть постоянной практикой христиан и в остальное время года.
Главная цель поста, установленного еще в ранние века христианства, – духовная очистка человека. Поэтому пост – это отказ не только от скоромной еды, но и от греховных мыслей, страстей и привычек для того, чтобы можно было с чистым сердцем встретить праздник Рождества. Без молитвы и покаяния пост может стать лишь диетой.