
Может быть, поэтому украинские политики и историки с завидным постоянствам возвращаются к теме Голодомора и ОУН-УПА. Причем, не просто добавляют к уже известным фактам что-то новое, а стараются поменять взгляд на проблему в целом. Переписать историю.
В январе 2010 года тогда еще Президент Украины Виктор Ющенко присвоил звание Героя Украины лидеру ОУН Степану Бандере. «Это высокое звание, согласно его указу, присвоено Бандере за отстаивание национальной идеи и борьбу за независимое украинское государство», - сказал Гарант и чуть более, чем через месяц ушел со своего поста.
То ли Виктор Ющенко таким образом пытался напоследок хлопнуть дверь, то ли преследовал какие-то иные цели, но такого его шага не поняла ни Украина, ни Европа, ни тем более соседняя Россия. И оправдываться за действия своего предшественника пришлось президенту новому – Виктору Януковичу. В день его инаугурации депутаты Европарламента одобрили резолюцию о ситуации в Украине, в которой, среди прочего, осудили решение Ющенко присвоить звание Героя Украины Бандере и призвали нового главу государства пересмотреть это решение.
Виктор Янукович сам указ отменять не стал, но 2 апреля Донецкий окружной административный суд в пятницу признал противоправным и подлежащим отмене указ президента Виктора Ющенко от 20 января 2010 года.
Казалось бы, на государственном уровне вопрос закрыт. По крайней мере, на ближайшее время. Но вчера несколько неосторожные высказывания новоназначенного председателя Украинского института национальной памяти Валерия Солдатенко вновь подняли на уши уже успокоившееся националистическое крыло украинского политикума.
В интервью газете «Коммерсант-Украина», отвечая на вопрос о присвоении звания Героя Украины Бандере и Шухевичу, он сказал: «Я считаю, что это была большая ошибка – этого не стоило делать, потому что человек, который носил воинское звание государства-агрессора, воевавшего не только против Советского Союза, но и против половины Европы, не может быть героем Украины. Шухевич носил звание офицера Вермахта. Присвоение же ему высочайшего звания Героя – это из разряда вседозволенности: мол, вот мы что хотим, то и делаем».
При этом Солдатенко добавил, что «никаких научных оснований присуждать звание не было». «В научных, академических кругах это решение считали необоснованным. Этим решением преследовались политические цели, но отнюдь не научные. Присвоение звания Героя Бандере и Шухевичу далеко не лучшим образом характеризует украинскую политику и политиков», - в частности сказал глава УИНП.
Все бы ничего, если бы в своем интервью Солдатенко так открыто не высказал свою позицию относительно Голодомора 1932-1933 годов.
«Голодомор – это трагедия, результат преступной деятельности Сталина и его окружения: Молотова, Кагановича, Косиора, Чубаря. Перед нами не стоит задача оправдать преступные методы коллективизации и методы хлебозаготовок, которые привели к таким последствиям, но надо учитывать, в каком геополитическом положении находилась страна в то время, какие процессы с неизбежностью вели к новой мировой войне.
Голод не был этноцидом украинского народа. Никто, сидя на троне, не принимал решения о том, «как бы мне уморить голодом украинскую нацию». Так не бывает, история – это переплетение объективных и субъективных моментов. Но у нас, в современной Украине, на определенном этапе становления государства возникло искушение сказать, что у нас плохие соседи, которые нас взяли, наказали, голодом морили. Это утверждение не подтверждено документально. Просто Украина – жертва, давайте поплачем все вместе», - заявил чиновник.
И естественно реакции некоторых украинских политиков долго ждать не пришлось.
Народный депутат, член фракции НУ-НС Анатолий Гриценко посоветовал главе УИНП возглавить институт памяти Иосифа Сталина. Другой нунсовец Ярослав Кендзьор - институт национальной амнезии.
Предшественник Солдатенко на посту председателя института - Игорь Юхновский - порекомендовал своему преемнику изучить вопрос Голодомора 1930-х годов более тщательно: «Геноцид и уничтожение этнической украинской крестьянской группы - это неоспоримый факт. Когда мой преемник познакомится поближе с теми материалами, которые есть по этому поводу, он изменит свое мнение».
А Партия «Наша Украина» призвала уволить нового главу УИНП, лишить его всех научных степеней и званий как лицо, «дискредитирующее своей деятельностью украинскую историческую науку и высокое звание ученого», и возбудить против него уголовное дело по факту отрицания Голодомора как геноцида украинцев.
И хотя Солдатенко попытался смягчить удар обещанием, что мероприятия по случаю годовщины голодомора будут проводиться на прежнем высоком государственном уровне, это уже для его оппонентов оказалось не важным.
Понятно, что позиция главы института памяти отражает мнение, если не большинства, то половины украинцев точно. Однако, чего ему будет стоит такая откровенность, остается только догадываться. Возможно, Валерию Солдатенко стоило бы немного поучиться деликатности, ведь будучи членом коммунистической партии ему в два раза сложнее будет доказать свою незаангажированность.
Для справки. Валерий Солдатенко родился в городе Селидово Донецкой области в 1946 году. В 1970 году окончил исторический факультет Киевского государственного университета им. Шевченко. С 1976 по 1984 год работал старшим научным сотрудником Института истории партии при ЦК Компартии Украины – филиала Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. В 1988-1991 годах руководил отделом историко-политических исследований Института политических исследований ЦК Компартии Украины. Член Коммунистической партии. В 1992 году возглавил отдел этноисторических исследований Института политических и этнонациональных исследований им. Ивана Кураса НАНУ и работал там до назначения председателем УИНП.