Об этом наместник Киево-Печерской Лавры рассказал в интервью «Вечірньому Києву», опубликованному 26 августа, сообщает «УНИАН».
В частности, в ответ на вопрос об источниках содержания Лавры и монашества, митрополит сказал: «Монастырь выживает, как может. Например, у нас есть собственное подсобное хозяйство (арендуем землю в Воронькове, Бориспольский район), где выращиваем коров, птицу, сеем и жнем. Есть также пасека, виноградник, реставрационная мастерская, пошивочная, иконописная мастерская, деревообрабатывающий цех, пекарня. У нас все свое. Плюс помогают меценаты. Излишки направляем на благотворительность. Помогаем приютам, детским домам, домам престарелых. Надеюсь, также нам удастся открыть больницу».
«К сожалению, - отметил наместник Лавры, - наша Церковь, в отличие, например, от Греческой, находится на самообеспечении. Вот и приходится, кроме главного – вознесения молитвы Господу, заниматься еще и бытом».
Он убежден: «Если бы Лавре вернули то, что отняла советская власть, – например, земельные угодья, сады, леса, трапезные и денежные средства, которые имела Лавра, мы бы всегда имели возможность творить дела милосердия и помогать всем нуждающимся».
Кроме того, на вопрос: «Как Вы планируете в дальнейшем развивать территорию Лавры? Планируете ли что-то строить? Какова будет судьба музеев и корпусов Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств, расположенных со стороны Экономических ворот Лавры?», митрополит Вышгородский и Чернобыльский ответил: «Мы не имеем права ничего строить на территории Лавры. Мы только реставрируем и сохраняем». Гостиница, которая открылась недавно при Лавре, – это, по словам настоятеля, «тоже отреставрированное старинное здание».
По словам митрополита Павла, «слава Богу, с помощью добрых людей сегодня мы имеем возможность бывшие музеи атеизма, склады приводить к первоначальному назначению. Мы не меняем внешний вид корпусов, но обустраиваем их внутри. Вот, например, обустроили корпус под музей монастыря, храм иконы Божьей Матери «Всех Скорбных Радость», Аннозачатиевский храм. Также братии монастыря хотелось бы открыть монастырскую больницу в помещениях, которые сегодня занимает инфекционная больница. Монастырю необходимо лечить монахов, священников, прихожан, бедных людей, которые не имеют средств для поддержания собственного здоровья».
В то же время, на вопрос «А какие корпуса планируете оставить Институту культуры и искусств?», наместник Лавры ответил: «Я уверен, что на территории древнего Киево-Печерского монастыря не место для института повышения квалификации сотрудников сферы культуры, искусства и кинематографии. Нам не нужно чужого, но мы хотели бы вернуть монастырю то, что ему принадлежало испокон веков. Надеемся, что милостью Божьей и благодаря светлому разуму руководителей страны это произойдет. Сегодня нашему монастырю трудно даже под кладбище землю получить. Ведь когда-то у Лавры были значительные владения, которые, кстати, монахи не присваивали, а покупали, брали в дар от жертвователей. А сегодня нам только и остается, что молиться о справедливости».