
Минобороны обвиняют в том, что ракета комплекса С-200 4 октября 2001 года сбила ТУ-154. С тех пор не прекращаются суды, экспертизы, расследования. Но истина не установлена до сих пор. Международный авиа-комитет, штаб-квартира которого находится в Москве, обвиняет Украину. Но, как говорят украинские следователи, слишком много нестыковок, чтобы принять российскую версию. В ситуации разбиралась Лариса Задорожная.
Елена Хейфиц не может приходить на могилу отца. Ее просто нет. Останки где-то на дне Черного моря. В 2001-м отец поехал в гости в Израиль, но домой в Новосибирск не вернулся.
Елена Хейфиц, дочь погибшего в катастрофе ТУ-154:
- По дороге в аэропорт он меня спросил, что будет, если меня не станет. На что я сказала, папа брось - 52 года.
66 погибших пассажиров, 12 членов экипажа. Найдены останки только 16-ти человек.
Кохав Хес, главный инспектор управления гражданской авиации Израиля в 2001 году:
- Я был наблюдателем во время поисков. Мне стало ясно, что самолет уничтожен ракетой ПВО. Я не могу утверждать, какого именно класса была эта ракета, кроме того, непонятно, как она достигла такой высоты.
Родственники погибших почти три года добивались компенсаций. Украина выплатила каждому по 200 тысяч долларов. В виде благотворительной помощи, без признания своей вины.
Алан Бейкер, глава переговорной группы по выплате компенсаций семьям жертв катастрофы:
- Мы не ставили перед собой задачу найти виновников катастрофы. В этом случае дело могло затянуться на годы.
Эта история до сих пор со многими неизвестными. Сразу после катастрофы Москва поспешила обвинить Киев. Генпрокуратура Украины вела расследование почти 6 лет. Вывод - самолет не мог быть сбит украинской ракетой.
Андрей Стригун, начальник следственного отдела Генпрокуратуры Украины:
- Були знайдені кульки, і був висновок російської сторони, що ці кульки належали саме вражаючим елементам української ракети. Але експертизой було встановлено, що за хімічним складом вони відрізняються, які є в бойовій ракеті.
Таких шариков, смертоносной начинки ракеты, на месте катастрофы нашли только 8 штук из 30 тысяч. Черных ящиков, записи разговоров, российские эксперты, которые вели поиски, вообще не обнаружили. На месте аварии не оказалось и следов гексогена, основного компонента взрывчатки. Александр Кузьмук, в 2001-м министр обороны, говорит, что дальность ракеты комплекса С-200 была 70 километров, а самолет находился на уровне 240-а.
Александр Кузьмук, министр обороны Украины (1996-2001,2004-2005):
- Справа в тому, що цей клас ракет не заходить з хвоста, як це визнало МАК, що ракета взорвалась над хвостом на відстані 15 метрів. Вона так не стріляє. - А як стріляє? - Вона йде на упередження.
Доводы Украины российская сторона отвергает. Авиакомпания "Сибирь", которой принадлежал самолет, судится с министерством обороны до сих пор. Сегодня ее юристы подали жалобу в апелляционный суд Киева. Собственник самолета требует 15 миллионов долларов. В суде сразу две экспертизы с противоположно разными выводами. У России претензии к украинской.
Александра Павленко, адвокат авиакомпании "Сибирь":
- Количество наших претензий превышает количество страниц самой экспертиз, к ней есть претензии процедурного характера, и по сути. Это не экспертиза вообще, это резолюция на экспертизу МАКа.
У украинцев - к российской.
Михаил Власов, директор департамента юридического обеспечения Министерства обороны Украины:
- Висновки в експертизі були недостатньо доведені, в експертизі багато суперечностей.
Что же произошло над Черным морем? Одна из версий - теракт. Москва наотрез отказалась проводить следственный эксперимент. С точно таким же самолетом, и с точно такой же ракетой. Пока этого не сделано украинские военные продолжают считать: причины катастрофы по-прежнему остаются тайной.
Александр Кузьмук, министр обороны Украины (1996-2001,2004-2005):
- Я обращался даже к ясновидящим. Они сказали мне, что обязательно откроется. Обязательно откроется.