
В Украине эта ниша по-прежнему остается одной из самых неразвитых и бедных. И не только потому, что лишь каждый пятый украинский подросток посвящает свой досуг чтению, но и оттого, что читать ему, по большому счету, нечего.
Украинские издатели, за редкими исключениями, стараются обходить сегмент юношеской литературы (чьей аудиторией являются молодые люди в возрасте 12–20 лет). «Печатать подростковую литературу сегодня — неблагодарное занятие. Продается она в разы хуже, чем детская. К тому же в отличие от последней ее неохотно берут на реализацию. В магазинах либо не знают, как ее продавать, либо просто не хотят связываться с тем, что требует дополнительных усилий: отведение отдельного стеллажа, изучение ассортимента и прочее, — рассказывает директор издательства «Теза» Владимир Брыскин. — С другой стороны, сегодня наблюдается тотальный дефицит авторов, готовых взяться за написание подросткового романа, и умеющих это делать».
Одним из препятствий к развитию сегмента young adults («юные взрослые») является специфический круг тем, которые затрагивает эта литература: подростковый суицид, первые сексуальные контакты, наркомания и алкоголизм, насилие в семье, подростковая беременность и т.д. В Украине, в отличие от западного книжного рынка, к откровенному обсуждению таких тем на страницах романов для юношества еще не готовы. «Чтобы зацепить подростка, книга должна повествовать о проблемах, которые его волнуют. Но множество таких проблем по-прежнему являются табу для нашего общества…» - уверен Владимир Брыскин.
Не спешат печатать отечественные издательства и переводы зарубежных романов для тинейджеров. «Мы придерживаемся мнения, что в юном возрасте нужно прочитать как можно больше классики — произведений Жюля Верна, Рафаэля Сабатини, Луи Буссенара и прочих грандов приключенческого жанра. Лучше, чтобы дети, читающие с удовольствием, отвлекались от школьной программы именно на эту литературу, — говорит Светлана Скляр, главный редактор издательства «Клуб семейного досуга». — Поэтому мы печатаем немного наименований популярного мистического направления: в основном трех- или пятитомные саги. Но зато стараемся выбрать самое лучшее, что есть в зарубежных предложениях, например книги, прогремевшие за рубежом, отмеченные специализированной жанровой премией и т.д.».