Недавно прочитала новость, что многие зарубежные банки говорят о возможном сворачивании деятельности в Украине, как основную причину называют высокий уровень невозврата кредитов крупными коммерческими структурами. Кстати, эта причина два года назад стала основный критерием, из-за которого аналитики агентства Moody's поставили негативный прогноз по банковской системе Украины.
За последние годы украинские банки приложили максимум усилий, чтобы снизить долю проблемных активов в своих кредитных портфелях. Кредитная задолженность реструктуризировалась, некоторые банки находили пути решения невозврата кредитов, предлагая клиентам погашение части задолженности при условии оплаты большей части кредита, перекредитовали клиентов в национальной валюте и т. д.
В целом, благодаря таким действиям банки постепенно снизили уровень проблемной задолженности. Однако далеко не всем это удается. Некоторые иностранные банки предпочли уйти с розничного рынка, оставшись в корпоративном сегменте, к примеру — шведские Swedbank, SEB. Как показала практика, именно банкам с иностранными инвестициями оказалось сложнее всего работать в реалиях украинской экономики. И речь не только о работе в розничном сегменте, но и в корпоративном.
Суть проблемы состоит в том, что банки сталкиваются с недобросовестными заемщиками. И далеко не все они являются неплатежеспособными. В большинстве своем такие заемщики просто отказываются выполнять свои обязательства, получая через связи в правоохранительных, исполнительных органах или судах решения в свою пользу. А банки не имеют рычагов воздействия для возвращения средств. И особенно это сказывается на банках с иностранным капиталом, которые привыкли работать в системе, с четко работающими исполнениями по решениям судов и жесткими санкциями к заемщикам, которые не выполняют своих обязательств или признаются банкротами.
Поэтому все больше банков с иностранным капиталом поговаривают о сворачивание своей деятельности в Украине. Но не стоит думать, что из-за этого банков в Украине станет меньше. Так на смену иностранцем приходят российские банки. Уже сейчас в руках россиян сконцентрировано 15,5% активов всей банковской системы Украины, на их долю приходится 16,3% кредитных и инвестиционных ресурсов.
Почему же банки с украинским и российским капиталом оказываются сильнее в реалиях нашей экономики? Здесь сказывается несколько аспектов. Во-первых, наш бизнес закалялся и за 20 лет научился работать в наших условиях, в том числе банковский бизнес. Во-вторых, многие банки представляют собой финансовые структуры крупных финансово-промышленных групп или имеют отношение к определенным властным личностям. Хотя и здесь никто не застрахован от ситуаций невозвратов, и есть они и у российских, и у украинских банков.
Я считаю, что для того, чтобы исправить ситуацию и повысить объемы кредитования экономики, необходимо создать для банков то правовое поле, которое позволило бы им легитимно работая, рассчитывать на грамотно отстроенную судебную и исполнительную практику, чтобы в правовом поле банки могли отстаивать свои интересы. Поскольку налаживание процесса кредитования, так чтобы он был выгоден и заемщику и кредитору - залог развития данного сектора и соответственно развития экономики страны в целом.
Оксана ГРЕБИНСКАЯ