Ведь что такое Грузия? Это бывшая советская республика, которая распрощалась с ресурсами бывшего СССР раньше, чем Украина. После краха режима Эдуарда Шеварднадзе у страны просто не осталось денег для выполнения социальных обязательств. Говорят о некоей особой решительности Михаила Саакашвили, но интересно узнать, что оставалось делать новому президенту? Он, собственно, и решился не сразу: первые месяцы существования новой власти отмечены не радикальными реформами, а экспроприацией части имущества неугодных олигархов в пользу госбюджета. Но вскоре стало ясно, что и эти деньги можно проесть, а новые не появятся. Именно с этого момента — момента окончательного опустошения грузинской казны — и начинается естественный отказ государства от непосильных обязательств. Одновременно высвобождаются возможности для частной инициативы, и страна лишается своих коррупционно-контролирующих функций.
Происходит и естественная смена элиты. Бизнесменам политика становится просто ненужной, потому что оказывается ненужной защита бизнеса в должности министра и депутата. А те чиновники, которые привыкли использовать служебное положение для обогащения, перестают получать возможности для взяток и поборов и удаляются с малоинтересных должностей в бизнес или эмиграцию. К власти приходят люди, которые хотят заниматься политикой, а не коррупцией.
Может ли так произойти в Украине? Многие эксперты убеждают, что участь Грузии нам не грозит: население настроено патерналистки, элита — коррупционно, а это и обеспечивает баланс интересов между проворовавшейся властью и основной частью граждан. Все правильно, но только вот деньги очень скоро закончатся. И баланс будет нарушен, бесповоротно и навсегда. Что будет дальше, предсказать нетрудно. Экономическим крахом Украины воспользуется группа лиц, уверенная, что ей удастся руководить страной гораздо разумнее, чем это делали бестолковые регионалы. Но, придя к власти, новые руководители Украины обнаружат, что казна пуста, а давать деньги правительству больших демократов не собираются. Тогда из среды больших демократов выделится группа, вынужденная приступить к проведению необходимых изменений.
Раскулачивание части олигархов отложит развязку на пару месяцев, но и только. В условиях, когда государство уже не сможет выплачивать льготы и пенсии, произойдет коррекция выплат и обязательств, но одновременно будут созданы все условия для свободного бизнеса. Произойдет тотальная приватизация украинской промышленности, и на рынке появится иностранный инвестор, заинтересованный в дешевой рабочей силе и сырье, — не утверждаю, что он будет лучше современных прохиндеев. С точки зрения экономических свобод Украина начнет напоминать Швецию, а с точки зрения социальных гарантий — Китай. И сразу скажу: для «маленького украинца» это будет суровое и тяжелое время. И для «большого» тоже — ему придется работать, а не наслаждаться властью, как предшественникам. Большая часть населения — от Ужгорода до Харькова — будет проклинать его ежедневно и вспоминать «Витину и Юлину тысячи» и прочие благоглупости. Можно ли избежать такого развития событий? Можно, но для этого важно вовремя подготовиться к неизбежному окончанию государственных возможностей.
Режим Шеварднадзе не подготовился — и пришло время Саакашвили. Режимы Ющенко и Януковича не подготовились — и украинский Саакашвили не за горами. Его фамилия уже есть в избирательном бюллетене, и скоро, очень скоро мы узнаем того, кто скажет украинцам: у нас больше нет для вас денег. Зарабатывайте, пожалуйста, сами.
Виталий ПОРТНИКОВ