
Как отмечают сами цирковые артисты, причина отсутствия на отечественной арене нового Никулина, Енгибарова или Попова отнюдь не в том, что современная публика охладела к искусству клоунады. «Хорошие клоуны — большое счастье для цирка. Их номера неизменно пользуются большой популярностью у нашей публики», — отмечает Николай Кобзов, владелец и основатель цирка «Кобзов». «Так сложилось, что у нас в отличие от Запада цирк — это забава не для взрослых, а для детей. Пусть 2–3% юных зрителей боятся клоунов, зато остальные всегда встречают их номера на ура. Поэтому без них не должно проходить ни одно цирковое представление», — говорит гендиректор и худрук ГП «Государственная цирковая компания Украины» (ГЦКУ) Сергей Петелько.
Однако привлечь в труппу хороших артистов-комиков с каждым годом становится все труднее. «Их не то что дефицит, их практически нет. И это проблема не только Украины, но и России, отчасти даже Европы и США. Хорошие клоуны сегодня нарасхват. За рубежом их гонорары достигают 1 тыс. евро за выход. Но, несмотря на это, талантливых клоунских пар с каждым годом становится все меньше», — вздыхает Николай Кобзов.
Как отмечает Сергей Петелько, общий уровень поступающих в цирковое училище сегодня ниже, чем десять-двадцать лет назад. А подающие надежды «самородки» работать в Украине не хотят. «Все талантливые ребята в нашем училище заранее сориентированы на Запад и пытаются любыми путями попасть туда.»
Николай Кобзов отмечает, что на сегодня более остро, чем отток циркачей за рубеж, стоит проблема поддержки артистов, пытающихся снискать славу на украинских аренах. «Время от времени появляются перспективные ребята. Но они часто уходят из профессии задолго до того, как их талант раскроется в полной мере и их признает публика. Клоуну необходимо какое-то время продержаться в обойме, пока он оттачивает свое мастерство, совершенствуется. Пока его оценят и полюбят, пока придет настоящий успех и он начнет зарабатывать. Многие артисты сдаются на полдороге, просто не выдерживают безденежья и подаются в бизнес в поисках быстрых заработков», — говорит Кобзов.