Об этом он сказал, давая показания в суде.
Он отметил, что закон для расследования нераскрытых преступлений предусматривает ведение ОРД только по факту преступления, а не в отношении конкретных лиц.
По словам экс-министра, практика издания постановлений о заведении и продлении ОРД в отношении конкретных лиц в рамках ОРД по факту преступления возникла после разъяснений в 2008 году пленума Верховного суда, который рекомендовал судам санкционировать слежку за конкретными подозреваемыми лишь при наличии отдельного ОРД в отношении данного лица.
В связи с тем, что после этого часть судов отказалась предоставлять оперативным подразделениям МВД разрешение на слежку, руководство ведомства дало рекомендации выносить постановления о заведении в отношении конкретных подозреваемых отдельного ОРД в рамках общего ОРД по факту преступления.
При этом данные документы заменили ранее действовавшие внутриведомственные рапорты об оперативной отработке подозреваемых, эти документы не ограничивали права граждан, а были вспомогательным документом внутреннего контроля.
В то же время Луценко сообщил, что ОРД по факту преступления имеет срок давности 15 лет, поэтому оперативно-следственные действия в отношении Давиденко в случае наличия подозрений могут проводиться и сегодня без вынесения какого-либо постановления о продлении ОРД.
«Продлить до 18 месяцев то, что имеет срок давности 15 лет, не является нарушением», - заключил он.
Однако экс-министр подчеркнул, что он, наоборот, нарушил бы закон, если не подписал бы это постановление, поскольку сорвал бы работу следователей Генеральной прокуратуры по расследованию дела об отравлении Ющенко, поскольку в плане их работы была проверка Давиденко на причастность к этому преступлению.
Луценко добавил, что не знал, о закрытии ОРД в отношении Давиденко, на тот момент, когда он продлил это дело.
Кроме того, Луценко отрицает обвинение в попытке угодить Ющенко продлением слежки по делу об отравлении.
«Версия прокуратуры о том, что вынесением этого постановления я пытался угодить Ющенко, вызывает смех у всех, кто хоть немного интересуется политической жизнью страны. Лето 2009 года - это тот момент, когда я Ющенко разве что не посылал на три буквы, все другие средства моего общения с ним уже были исчерпаны», - сказал он.
Экс-министр отметил, что в 2009 году ни разу ни общался с Ющенко ни по телефону, ни с глазу на глаз о делах Министерства внутренних дел, все сводилось к тому, что тогдашний Президент обвинял его в попытках угодить Юлии Тимошенко, занимавшей в то время пост премьер-министра и была главным политическим конкурентом Ющенко.
Допрос экс-министра, длившийся около 2 часов, закончен.
Генеральная прокуратура обвиняет экс-министра в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 364 Уголовного кодекса (злоупотребление властью или служебным положением). По версии следствия, Луценко незаконно санкционировал слежку за одним из фигурантов дела об отравлении Ющенко - водителем экс-зампреда Службы безопасности Украины Владимира Сацюка Валентином Давиденко.