Об этом сегодня сказал руководитель федерального архивного агентства России Владимир Козлов на презентации сборника архивных документов «Голод в СССР. 1930-1940 гг. Документы» в Москве.
«Не обнаружен ни один документ, подтверждающий концепцию «Голодомор-геноцид» в Украине или хотя бы намек в документах на этнические мотивы случившегося, в том числе в Украине», - сказал Козлов, сообщает «УНИАН».
Он заявил, что абсолютно весь массив документов свидетельствует о том, что главным врагом советской власти в то время был враг не по этническому признаку, а по признаку классовому.
Он отметил, что в настоящее время Федеральное архивное агентство РФ готовит к выходу в свет трехтомник документов о голоде в СССР в 1929-1934 годах. По его словам, первый том должен выйти в конце 2009 года, но активная политизация проблем голода 30-х годов в Украине сделала необходимой промежуточную публикацию наиболее важных архивных документов.
Он подчеркнул, что анализ более шести тысяч документов позволяет сделать несколько выводов: в 1931-1933 годах в СССР действительно произошла катастрофа с продовольственным обеспечением населения; эта «катастрофа» явилась следствием политики коллективизации; продовольствие изымалось у крестьян для продажи за границу с целью получить средства для закупки оборудования для индустриализации Союза; в основе политики лежали исключительно классовые признаки.
Козлов отметил, что выявление и изучение огромного массива документов о голоде в этот период в бывших республиках СССР производилось неравномерно. В частности, он признал, что больше всего в этом продвинулись украинские историки и архивисты.
«Использовав многие документы высшего партийного и государственного руководства СССР, изданные в России или ставшие доступными в российских архивах, они основной упор сделали на изучении украинских архивов. И сделали очень много. Но, кажется, одновременно они стали заложниками изоляционистской методологии. Украина была вырвана из общесоюзного контекста событий в СССР в начале 30-х годов», - подчеркнул Козлов, добавив, что такая методология исторических исследований похожа на взгляд на мир через объектив фотоаппарата – «он покажет реальную картинку, но только в пределах разрешающих параметров объектива».
Кроме публикации документов о голоде в СССР также презентован англоязычный диск по этой проблематике.