В течение этой недели в соцсетях продолжается скандал, начавшийся после резонансного заявления известной американской актрисы родом из Черновцов Милы Кунис. В интервью британскому изданию The Sun, рассказывая о своем детстве на Буковине, она сообщила о том, что основной причиной переезда ее семьи в США стал бытовой антисемитизм. Мол, стены домов были разрисованы свастиками и антисемитскими призывами. Это вызвало бурную реакцию со стороны «свободовца» Игоря Мирошниченко. Вместо того, чтобы спокойно и доступно рассказать о том, что Черновцы – интернациональный город, в котором подобные истории малореальны, он в на своей странице на Facebook´е обозвал актрису «жидовкой». До сих пор, не совсем ясно, было ли это заявление сделано сгоряча, либо же слова Мирошниченко были изначально рассчитаны на провокацию, но можно констатировать, что скандал удался на славу. Он волной прошелся по социальным сетям.
В целом ряде СМИ появились критические материалы в адрес слов «свободовца», последовало заявление народного депутата от Партии регионов, президента «Украинского еврейского комитета» Александра Фельдмана, который подчеркнул, что «четвертый номер в списке «Свободы» Игорь Мирошниченко своими заявлениями о «жидовке» Миле Кунис поставил под удар всю партию». Однако пикировка на этом не закончилось: в перепалку вмешался еще один одиозный представитель «Свободы» - Ирина Фарион, которая с присущим ей пафосом призвала всех «пообщаться на спиритическом сеансе с Тарасом Григорьевичем, потому что он в своем «Кобзаре» других слов не употребляет». На это заявление, в свою очередь, резко отреагировал глава Госкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Михаил Бродский. «Вот тварь», - прокомментировал Михаил Юрьевич слова Фарион на своей странице Facebook´а.
Многим известно, что для Михаила Бродского тема антисемитизма всегда была крайне болезненной. Но Михаилу Юрьевичу все же следовало бы понимать концептуальное различие между публичной политикой и работой в исполнительной власти. Политик, вроде той же Фарион, которую так невзлюбил Бродский, может позволить себе подобные заявления. А вот государственный служащий такого ранга обзывать кого-то «тварью» не имеет никакого права. Есть простое правило: когда человек становится высшим чиновником, он перестает быть евреем или украинцем. Он становится функцией. Теперь же Бродский перевел дискуссию на конкретную личность Ирины Фарион, чем еще больше спровоцировал ситуацию.
Но Бродский неоднократно участвовал в такого рода скандалах. К примеру, еще в далеком 1999 году в парламенте тогдашний «громадовец» Бродский с «руховцем» Ярославом Кензьором поругались так, что дело чуть не дошло до мордобоя. Нынешний глава госкомитета по предпринимательству в зале Верховной Рады сел в президентское кресло, на что Кендзьор отреагировал крайне жестко, якобы посоветовав ему «убираться в свой Израиль». После этого Бродский попытался ударить своего коллегу, но Кендзьор – мастер спорта по боксу – встал в стойку, и Бродскому пришлось ограничиться плевком…
Но, если анализировать нынешнюю историю, то для Фарион подобное оскорбление со стороны Бродского уж точно не убавит приверженцев. В украинской политике оскорбительные заявления достаточно часто идут в плюс объекту этих оскорблений. К примеру, в 2008 году растерявший весь свой рейтинг и вызывающий у большинства жителей страны как минимум раздражение Виктор Ющенко обвинял правительство Юлии Тимошенко в том, что оно «набрало кредитов, как сучка блох». Однако такое хамство вызвало обратную реакцию у значительной части общества. Тогда люди начали сочувствовать Юлии Владимировне. Примерно в тоже время председатель райгосадминистрации Перечинского района Закарпатской области Михаил Данча назвал тогдашнего премьер-министра «курвой с косой». И снова-таки люди восприняли эти хамские заявления крайне негативно.
В целом же, история с антисемитским скандалом – это вещь наносная. Как известно, 12 декабря присягу нового созыва парламента будут зачитывать с трибуны Верховной Рады самый молодой и самый возрастной депутаты – «свободовец» Андрей Ильенко и «регионал» Ефим Звягильский. И вряд ли кто-то кого-то будет называть «жидом» или «хохлом».
В целом, антисемитский скандал для многонациональной Украины, к сожалению, стал свидетельством того, что украинская нация за более чем 20 лет независимости так и не стала политической. У нас до сих пор люди делят друг друга не по признаку «что ты сделал для своей страны», а по национальности. И если граждане Украины, чувствующие себя русскими, евреями или другими национальными меньшинствами, будут столько же резко – как это сделал тот же Бродский – отвечать на провокации националистов, то политической нацией мы станем еще не скоро.