Погода:
Киев сегодня
Киев
Донецк
Одесса
Львов
Харьков
Санкт-Петербург
Москва
Сегодня Завтра
НБУ
НБУ Межбанк Наличные
EUR
26.18
USD
23.49
RUB
0.37
EUR
39.04
USD
36.57
RUB
0.34
EUR
29.22
USD
26.07
RUB
0.46
Украина будет экономить на дипломатии
дипломатия
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Текущий рейтинг
0/5 (0 голосов)
Финансовые трудности, переживаемые МИДом, — лишь наиболее яркое проявление общего падения влияния ведомства в структуре власти

Из­-за нехватки бюджетного финансирования в этом году украинское внешнеполитическое ведомство идет на беспрецедентный шаг: до конца апреля из посольств и консульств отзывают без направления сменщиков дипломатов, стоявших в плане ротации на 2013 год.

Согласно циркулярной ноте главы МИДа Леонида Кожары заполнение вакансий в зарубежных дипломатических учреждениях начнется не ранее декабря. Такого не было даже во времена жесточайшего бюджетного дефицита 2009 года, когда в министерстве большинству сотрудников на телефонах отключили выход на межгород, а на звонки по Киеву установили 5­минутный лимит.

Тогда же перестали оплачивать стоимость медицинских страховок и парковок, а также закупать бензин для служебных автомобилей дипломатов за рубежом (кроме авто посла). Но экономить на кадровом наполнении посольств тогдашний и.о. министра Владимир Хандогий не стал. Разрыв в сроках отъезда дипломатов на родину и приезда сменщиков был, однако не превышал двух-­трех месяцев. Нынешняя проблема своим масштабом обязана не только (и даже не в первую очередь) уменьшению бюджета ведомства на 14% в сравнении с прошлогодним.

Ситуация, когда в январе-­марте в большинстве посольств зарплаты и компенсацию аренды жилья выплатили с запозданием от месяца до двух, и нынешнее решение отозвать сотни сотрудников без отправки на их место новых, возникли из­за неуспешного лоббирования финансовых интересов ведомства в коридорах власти. МИД никогда не стоял в списке приоритетов Минфина, казначейства и Нацбанка (в части закуп­ки валюты для выплат содержания дипломатам за рубежом). Ведомству, считающемуся и неприбыльным, и не способным спровоцировать социальный взрыв в случае дефицита финансирования, приходилось буквально выбивать каждую копейку и десять лет назад, и в прошлом году.

Именно для этого и важен был общий аппаратный вес министра, будь то Анатолий Зленко, Борис Тарасюк, Арсений Яценюк или Константин Грищенко. Последним двоим даже в кризисные времена удавалось пробивать увеличение зарплат сотрудников либо в центральном аппарате, либо за рубежом. МИД идет на столь радикальные меры, о которых стало известно СМИ, на фоне попыток Кабмина всеми правдами и неправдами показать, что ситуация в экономике непростая, но управляемая, что свидетельствует о фактическом бойкоте запросов Кожары. Ранее в аналогичном положении оказывался только выдавливаемый из правительства Виктора Януковича Борис Тарасюк, когда МИД перестали финансировать чуть ли не умышленно. 

Сейчас процесс, конечно, имеет иную логику, и вряд ли кто­то сознательно изгоняет министра — его просто игнорируют. И касается это не только вопросов финансирования. Было бы большим преувеличением сказать, что голос Константина Грищенко серьезным образом влиял в 2010–2012 годах на принятие внутриполитических решений, вызывавших большой международный резонанс (как, например, дело Тимошенко или скандал вокруг Нико Ланге). Однако все международные усилия власти, осуществляемые в том числе и через лоббистов, в той или иной степени согласовывались и координировались с МИДом. Сейчас же ориентирующиеся на Банковую структуры практически не взаимодействуют с Леонидом Александровичем (по информации «k:», нежелание сотрудничать демонстрирует именно министр). Андрей Клюев, получив прямой мандат от Президента, ведет свою тонкую игру на европейском «театре военных действий», а легендарная директор брюссельского Центра современной Украины Инна Кирш — свою.

Совершенно незаметно проходит председательство Украины в ОБСЕ, в то время как это шанс громко заявить о себе, который страна получает раз в полвека. Однако за четыре месяца, кроме куцых упоминаний об «обсуждении приоритетов председательства Украины в ОБСЕ» между Леонидом Кожарой и коллегами, в информационном пространстве, по сути, нет ничего. Финансовые трудности МИДа, приведшие к отказу от большинства командировок дипломатов ниже уровня замминистра, бесспорно, бьют по программе председательства. Но еще сильнее ее дискредитирует отсутствие смелых инициатив даже в тех сферах, где власть имеет прямой интерес: приднестровское урегулирование и обсуждение стандартов электорального мониторинга, нечеткость которых вызывает недоумение не только у Киева. Вместо этого внешнеполитическое ведомство выдает на­гора сомнительные идеи о необходимости сближения ЕС и России и странное предложение добиваться создания зоны свободной торговли с Таможенным союзом, с членами которого такая зона уже создана в форме ЗСТ СНГ.

Проблема еще и в том, что стопроцентный «регионал» Леонид Кожара и его внештатный советник Анатолий Орел не пользуются большими симпатиями у традиционно прозападной и националистически настроенной украинской дипломатической элиты. И нынешнее руководство МИДа платит своевольным послам той же монетой. Это создает внутреннюю напряженность, отсутствовавшую в два десятилетия идеологически монолитном ведомстве. Обиженные при распределении бюджета и государственного внимания дипломаты в большинстве своем традиционно находили утешение в том, что всеми силами оттягивали Украину подальше от России. Леонид Кожара вряд ли поощряет такое восприятие основополагающей миссии своими подчиненными.

Все эти проблемы в комплексе ведут к тому, что в нынешнем году международное положение Украины будет определяться реализуемыми через лоббистов инициативами Администрации Президента и Совета безопасности, а также решениями Генпрокуратуры и судов в большей мере, чем работой дипкорпуса. А вся внешняя политика сведется лишь к борьбе за подписание Согла­шения об ассоциации с ЕС и нахождению формулы умиротворения России без прямой угрозы евроинтеграции.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Текущий рейтинг
Комментарии (0)
Войти через: