Первое впечатление – это мерзкий запах насквозь прокуренного помещения. Он преследует везде: в коридорах, в камерах, и даже, почему-то во дворе.
Второе – это жалость к заключенным. Сознательно понимаешь, что большинство из них – воры, насильники и убийцы, но все равно их очень жаль. В камерах размером 50 квадратных метров содержатся до 36 человек – двадцать три часа в сутки, семь дней в неделю, некоторые – более трех лет.
Заключенные весь день проводят в камерах: принимают пищу, справляют естественные потребности, спят и бодрствуют, только раз в день часовая прогулка и раз в неделю – баня.
Кормят, естественно, похуже, чем в фаст-фудах. В женском отделении нам продемонстрировали, как из баланды можно сделать что-то съедобное. Женщины добавляют туда кетчуп, томатную пасту, сало и лук, который выращивают на подоконнике, все это варят, и получается неплохой украинский борщ без пампушек.
Но заключенные, оказывается, всем довольны. На вопрос Уполномоченной по правам человека, какие проблемы, ответа не последовало, даже когда администрация СИЗО вышла за пределы камеры. А когда один из заключенных сказал, что на все просьбы получает только отписки, Лутковская ответила, что знает его проблемы, но на судебные решения повлиять не может. Она может только содействовать в улучшении условий содержания и влиять на сроки пребывания СИЗО.
При ее содействии, или нет, но в следственном изоляторе создают, так сказать, и евро-камеру, которая ныне на ремонте, и неизвестно когда примет первых посетителей.
Лукьяновское СИЗО, построенное 150 лет назад, находится в центре города, где земля, как известно, стоит дорого. Бизнесмены давно предлагали его выкупить, и за свои деньги построить новое за пределами окружной дороги.
Но, как оказалось, украинское законодательство запрещает подобные сделки. Может, после посещения СИЗО группой законодателей ситуация изменится?