Чем закончится оппозиционная общеукраинская забастовка

Положа руку на сердце скажем: политики, устроившиеся вечными оппозиционерами, еще ни разу не довели начатое до ума. «ПолитАрена» вспомнила сразу несколько таких недоделок.
У представителей оппозиции – и тех, что были в прошлой Раде, и тех, что в нынешней – головы кишмя кишат разными идеями и инициативами, реализовать которые либо невозможно, либо дорого, либо лень. Раз уж сегодня понедельник, день неудачников, да еще и 13 число, попытаемся составить своеобразный топ идейных провалов оппозиции, начиная с 2010-го года.О партийном Евромайдане пока умолчим – очередная серия амурных отношений оппозиции и народа еще не закончилась. Но эпилог близок.
Оппозиционное правительство Соболева
Самый знатный технологический провал оппозиции в 2010-м году. Юлия Тимошенко после проигрыша президентских выборов придумала, чем занять свою челядь – создала теневое правительство и поручила рулить там Сергею Соболеву. Оно ни шатко ни валко собиралось пока Юля была на свободе, а к осени 2010-го разбежалось по кустам. Вспомним имена «героев».
Из четырех вице-премьеров в нынешних политических раскладах боле-менее комфортно себя чувствует только Борис Тарасюк – он в индивидуальном порядке от Руха вошел в список «Батькивщины». Нардепом является и Олесь Доний. Но мандат он получил не благодаря, а вопреки нынешней оппозиции. Два других вице - Владимир Стретович и Юрий Кармазин – в Раду не попали. Кармазин в этом году прославился тем, что через суд отобрал мандаты у нескольких нардепов.
Из 15 министров в большой политике остались шестеро. Итого, включая Соболева, в нынешней оппозиции продолжают успешно «трудиться» девять человек, сделавших все для дискредитации идеи теневого правительства. В Европе таких лузеров в большой политике уже не было бы. У нас же они продолжают поучать власть, как работать. Абсурд!
Кстати, по стопам Юлиных «теневиков» в октябре прошлого года пошли «свободовцы». Их «Правительство национальной альтернативы» (ПНА) заседало только трижды, однако некоторые министры довольно активны на официальной странице в Facebook.
Но, как показали последние три месяца, политтехнологическая выгода для националистов от ПНА мизерна: их экономический вице-премьер Юрий Левченко с треском пролетел на перевыборах в мажоритарном округе Киева, гуманитарный вице-премьер Юрий Михальчишин был с позором изгнан со сцены львовского Евромайдана, а главе Минюста Сидору Кизину недавно хорошенько накостыляли неизвестные.
Мовный майдан
3 июля 2012-го года парламент принял закон «Об основах государственной языковой политики». С протестами против него на улицы Киева вышло несколько сот человек, к ним тут же примазались оппозиционеры.
В ночь с 3 на 4 июля под «Украинским домом» произошли потасовки протестующих с милицией. Их спровоцировали хулиганы, атаковавшие «беркутовцев» слезоточивым газом.
Оппозиция пообещала митингующим, что будет стоять с ними до конца, а некоторые нардепы даже объявили голодовку. Они рвали на себя рубашки и клялись не допустить подписания этого закона. Когда на Юго-востоке местные советы стали признавать русский язык региональным, оппозиционеры заявили, что не допустят этого. Но поскольку было время летних парламентских каникул, политическая группа поддержки «мовного майдана» значительно поредела уже к средине июля.
Следом за политиками рассосались и активисты. К августу оппозиционеры начали формировать предвыборные списки и делить округа. И тут уже не до мовы и майданов.
Праймериз для единого кандидата
Это неудачное ноу-хау партии «УДАР», по мнению экспертов, в среднем отобрало у трех оппозиционных политсил до 20 мандатов на мажоритарных округах. «Свобода», «Батькивщина» и всякая партийная мелкотня в рамках
Комитета сопротивления диктатуре поделили округа для своих, а вот в «УДАРе» делиться не захотели. Точнее, придумали, как не делиться, а вину за несговорчивость переложить на соратников по оппозиционному движению. Там сказали: «Надо проводить праймериз в округах, и чей кандидат больше наберет, того и выдвигать».
Особенно активно эту тему продвигал Валентин Наливайченко. В остальной оппозиции ответили: «У вас такие кандидаты, что и без праймериз понятно - они непроходные». Результаты выборов в большинстве случаев подтвердили правоту вторых. Но мы не о внутривидовых проблемах оппозиции, а том, что она дискредитировала саму идею праймериз.
В западных демократиях это один из способов отбора лучших из лучших. У нас же все решается кулуарно. Вот и нечего пенять вождям, что их «коты в мешках» бегут в парламентские «тушки». А избирателям, что «трое из ларца» неспособны выбрать промеж себя единого и неповторимого.
Выборы в Киеве
Эта эпопея началась после сложения Леонидом Черновецким мэрских полномочий. Яценюк сотоварищи без согласия Кличко стали сватать его в киевские градоначальники. Дескать, давай, Виталя, мы тебя поддержим. Но авторы проекта «Кличко идет в парламент», сразу поняли: в «Батькивщине» попросту пытаются убрать с пути конкурента за депутатские мандаты. А киевляне заподозрили, что оппозиционеры вообще не хотят выбирать в столице новую власть. Просто используют эту тему для внутренней борьбы.
Подозрения подтвердились в прошлом году, на протяжении которого три оппозиционные партии не смогли предложить ни единого кандидата в мэры, ни плана экономического развития мегаполиса. Они время от времени с нулевым КПД вносили в Раду проекты постановлений то о досрочных выборах в Киеве, то о срочных, меняя в постановлениях даты.
А КПД у выборной инициативы в столице нулевой потому, что вождям власть в Киеве не нужна, они хотят отхватить в 2015-м главный куш – президентство.
«Народная антикоррупционная армия» Каплина
В феврале 2012-го нардеп от партии «УДАР» Сергей Каплин объявил себя создателем «Народной антикоррупционной армии». Полтавский мажоритарщик тогда констатировал, что люди слабо поддерживают политические акции, в связи с чем и было принято решение создать новую общественную организацию, которая могла бы объединить представителей разных партий и общественности для борьбы с коррупцией, в частности, для проведения антикоррупционных трибуналов с привлечением СМИ.
У этой «армии» были даже запланированы региональные подразделения. А еще Каплин очень надеялся, что Кличко не останется «безучастным в процессе». Но после 3 февраля о каплиновской инициативе слышно не было. Ну, разве что депутат сам себя величает главой организации. Лишь в августе в отдельных СМИ, что зачастую свидетельствует о рекламном характере публикаций, появилось воззвание Каплина к российскому блогеру и оппозиционному политику Навальному создать «Украино-российскую антикоррупционную ось».
Что ответил Каплину Навальный и ответил ли вообще, история умалчивает.
«Вставай, Украина!»
Первая массовая акция, инициированная нынешней парламентской оппозицией, взяла старт 14 марта прошлого года в Виннице. За первый месяц Яценюк, Тягнибок и через раз Кличко провели 6 акций, в основном на Западной Украине, в апреле 9, дальше митинговщина быстро сдулась. А вот с количеством участников у «Вставай, Украины!» не задалось с первых же дней.
На центральные площади областных центров приходило несколько тысяч участников, организаторы же каждый раз занимались приписками, раздувая цифры до 10-15 тыс. Кроме того, акции сопровождали всевозможные скандалы.
Самый веселый случился в Виннице: журналист телеканала ТЕТ Дурнев преподнес Яценюку морковку как «символ президентской власти», на что Арсений пригрозил тетовцу засунуть морковь в одно место. За неделю на YouTube видео «Яценюк и морковка» набрало больше просмотров, чем собрала вся акция за несколько месяцев. А 18 мая «Вставай, Украина!» в Киеве закончилась массовой дракой.
Поняв, что массовка деградирует, а ее организаторы несут с каждым разом все большие имиджевые потери, Тимошенко призвала оппозицию прекратить митинги. После ее воззвания «Вставай, Украина!» еще сделала две предсмертные конвульсии – в Донецке и Хмельницком – после чего оппозиционеры придумали, как все закончить. Они объявили, что уличные акции сменят работой с конкретными людьми. Короче говоря, сыграли похоронный марш. Там-там-тарам-там-тарам-тарам-тарам…
Объединение в рамках «Батькивщины»
15 июня в Киеве состоялся торжественный объединительный съезд партии «Батькивщина». В ходе этого действа было объявлено, что яценюковский «Фронт Змин» и партия «Реформы и порядок» вливаются в Юлину партию. Все было обставлено так, как будто в Украине никто не знает, что все партийные слияния и поглощения заканчиваются скандалами. Так случилось и с новым союзом «меча и орала».
Эксперты заявляли: новый формат «Батькивщины» - брак по расчету. У спонсоров Яценюка есть средства поддерживать структуры партии, а у «Батькивщины», в отличие от дутого «ФЗ», эти самые структуры есть. Однако уже в июне оказалось, что «фронтовики» и «батькивщинцы» объединяться не торопятся. Особенно на местах.
Проблема в том, что в одних случаях «фронтовики» решили, что раз теперь их лидер во главе партии, то у них и власть, в других случаях Юлины посчитали: поскольку их «мамка» Сеню «взрастила», то им в партии и рулить. В итоге в октябре вспыхнул скандал: несколько «фронтовиков» в Раде пригрозили воссоздать «ФЗ» без Яценюка. Их из фракции попросили.
А тут еще и ПРП начала кочевряжиться. В общем, из объединения в одну партию ничего путного не получилось. Когда оппозиция начинает объединительные процессы, можно смело говорить: закончатся они еще большим расколом. Что в очередной раз демонстрируют сегодняшние события вокруг Евромайдана…
По материалам: «ПолитАрена»