Ликвидировать сепаратистов, которые успели тоже провести референдумы и провозгласить собственные республики пока не выходит, но определенные успехи в противостоянии с боевиками наметились.
При этом власти используют уже тяжелое вооружение и авиацию в борьбе с террористами, что привело к значительным разрушениям и гуманитарной катастрофе в местах наибольших боев. Такая ситуация не может удовлетворять жителей Донбасса.
Бои на Юго-Востоке и Антитеррористическая операция окончательно дискредитировали весь силовой блок правительства. Невозможность быстро приструнить разбой в Донецкой и Луганской области, потеря контроля над ситуацией – главный негатив, который получил Кабмин, и добыт он был благодаря силовикам.
Арсен Аваков запомнился только своими поcтами в Facebook и остается самым критикуемым министром, первым кандидатом на увольнение. Несмотря на ротацию на должности министра обороны, сохранить свой пост Михаилу Ковалю тоже будет очень сложно.
Проблемы показали, что дела в милиции и армии Украины обстоят еще хуже, чем представляли даже самые большие скептики, новое правительство быстро изменить такую ситуацию не смогло.
Деньги нашли
Постреволюционный Кабинет министр принимал страну в плачевном состоянии, режим Януковича жил по принципу “после нас хоть потоп” и в 2014 году планировал обезопасить себя газовой скидкой и кредитом от России на $15 млрд.
Однако, соглашения с Россией было заключено таким образом, что Москва спокойно забыла о всех обязательствах, даже не планируя их выполнять после бегства Януковича.
Кабмину удалось достигнуть соглашения с международными финансовыми организациями о предоставлении кредитов. Для Украины была открыта кредитная программа stand-by Международного валютного фонда, первые деньги по которой уже поступили в казну.
В Украине сейчас шутят, что Арсения Яценюка нельзя увольнять с должности премьера, потому что только он знает, сколько и у кого за эти 100 дней одолжила Украина.
Кабмину удалось принять более реалистичный бюджет на 2014-й год и сократить задолженность по возмещению НДС и главное избежать дефолта, призрак которого был близок, как никогда.
Затянуть пояса
С самого начала пребывания у власти кабинета Яценюка было понятно, что это правительство будет вынуждено принимать непопулярные решения. Потеря Крыма и война на востоке только усугубили и без того глубокий экономический кризис.
Для расплаты за западные деньги Кабмину пришлось принять ряд антикризисных мер, среди которых повышение тарифов на газ для предприятий теплокоммунэерго на 40%, введение сбора в Пенсионный фонд при покупке иностранной валюты в размере 0,5%, введение НДС на импорт и первичную продажу лекарственных препаратов, что взвинтило цены на медикаменты.
Кроме того, Кабмин решил поднять цены на газ для населения на 50%, чего требовало МФВ. Хотя Яценюк недавно заявил, что тарифы для населения на ряд энергетических продуктов были подняты, однако, в тоже время было принято решение о внедрении системы компенсации для населения.
Ожидается, что льготы будут получать около 30% украинцев.
Также были подняты акцизы на табак, пиво, крепкий алкоголь и дизельное топливо, рост социальных выплат заморожен. Жизнь подорожала, но у правительства есть железный аргумент в виде в целом непростой ситуации в стране.
Громкие антирекорды
Правительству так и не удалось остановить падение гривны, которое достигло наибольших показателей за всю историю независимой Украины.
Вчера курс гривна-доллар на межбанке закрылся на уровне 11,9, а министр финансов Александр Шлапак обещал еще в феврале, что курс буден не больше 10 гривен за доллар.
Министр долго уверял, что по итогам 2014 года курс удастся удержать на уровне 10 гривен, а уже в мае утверждал, что показатель в 11 гривен за доллар является обоснованным.
Бензин подорожал на 20%, от чего повысились цены на проезд и в общественном транспорте. Кроме подорожания продуктов питания, на 20% поднялись цены на автомобили, что практически обвалило этот рынок в стране, подорожали мобильные телефоны, парфюмерно-косметические товары, различные услуги.
Ориентир на Запад
То что этот Кабмин будет прозападным и проевропейским было понятно с самого начала. 21 марта Арсений Яценюк выполнил главное требование Евромайдана, из-за чего он собственно и собрался, подписав политическую часть ассоциации с Европейским союзом.