Погода:
Киев сегодня
Киев
Донецк
Одесса
Львов
Харьков
Санкт-Петербург
Москва
Сегодня Завтра
НБУ
НБУ Межбанк Наличные
EUR
26.18
USD
23.49
RUB
0.37
EUR
39.04
USD
36.57
RUB
0.34
EUR
29.22
USD
26.07
RUB
0.46
Охрименко: Ни одна область не может жить сама по себе
Донбассэнерго
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Текущий рейтинг
0/5 (0 голосов)
В интервью «фрАзе» кандидат экономических наук и президент «Украинского аналитического центра» Александр Охрименко рассказывает о нынешних социально-экономических реалиях нашей страны.

В частности, о том, чего ждать от курса доллара в текущем году, что такое украинский средний класс, и чем для страны может обернуться сегодняшний кризис на Донбассе. Единство — это сила, а разделение — это слабость, считает экономист.

Александр, что будет с курсом доллара до конца года?

Этого никто не знает. Ни глава правительства, ни министры. Я могу сказать одно: в течение года будут происходить динамические изменения. Вероятно, будет коридор между 11 и 12. А на какой именно отметке остановится доллар, сейчас определить трудно, на это влияет слишком много факторов. Есть основания полагать, что в ближайшие месяцы мы будем видеть курс около 12, а осенью возможен рост и ревальвация. Все зависит от того, как будут идти продажи у наших экспортеров, благодаря которым валюта поступает в нашу страну.

А какие прогнозы можно делать по поводу цен на базовые продукты, товары и услуги?

С этим дело обстоит проще. Цены будут расти. Вот смотрите. В основе нашей экономики — энергия. Энергия — это от бензина до газа. Поскольку курс доллара вырос, промышленность работала еще на старых энергетических запасах, но осенью будет делать уже новые закупки по новым ценам. Повышение цен — это вынужденная мера. Ожидается, что рост цен за год будет 16%, но, я думаю, надо говорить примерно о 20-25%. Самое главное — это то, что у нас запланированы большие повышения тарифов ЖКХ, а они так или иначе взаимосвязаны со стоимостью различных услуг. В это году у нас будет очень высокая инфляция.

Вероятны ли в краткосрочной перспективе какие-либо существенные изменения на рынке недвижимости?

Никаких радикальных изменений на рынке недвижимости в этом году не будет. Все дешевое уже купили. А вот со второй половины следующего года можно, действительно, ждать некоторого оживления. Кризис не бывает вечным, люди все равно будут что-то строить и покупать. У нас есть очень большой отложенный спрос на жилье. Цены же на недвижимость упасть не могут по одной простой причине: формально мы заключаем договора в гривнах, но все равно пересчитываем в доллары, а долларовый эквивалент практически не меняется.

А если говорить об авторынке?

Здесь может быть оживление, если в конце года будут распродажи старых моделей. Другого чего-то ожидать пока не приходится. Потому что, снова-таки, все дешевое уже купили, а покупать по новым ценам люди еще не готовы. Снизить же цены на авторынке невозможно, потому что все закупается в валюте.

Как сообщает Госкомстат, по состоянию на 1 мая 2014 года средняя зарплата в Украине составила 3432 гривны. Как эта цифра может меняться в ближайшие месяцы?

Это считается по предприятиям, которые сдают отчеты. Тут не учитываются ЧП, нелегальные структуры, базары и т. д. Если же мы считаем реальную среднюю зарплату, то она официально упала на 3,3%. Такое падение наблюдается впервые с 2009 года. Сейчас у нас средняя зарплата номинально растет, но все же понимают, что этот рост не прикрывает даже десятой части девальвации гривны. Самый болезненный вопрос у нас — это задолженности по зарплате в промышленности. Если ситуация на Востоке в ближайшее время не стабилизируется, сумма невыплаченных зарплат в этой сфере может увеличиться на 50-70%.

От средних зарплат — к среднему классу. Что представляет собой на данный момент украинский средний класс, если, конечно, допустимо говорить о существовании такого понятия в нашей стране?

Классического среднего класса в Украине нет. Наш «постсоветский средний класс» все-таки в колоссальной степени отличается от европейского. Средний класс у нас — это граждане, которые работают в определенных сферах деятельности — финансовой, транспортной, энергетической и т. д. Вот этих людей можно причислить к среднему классу, так как они получают более-менее адекватную зарплату. Но если они перейдут в другую сферу деятельности, их зарплаты могут не удержаться. То есть при смене работы человек в нашей стране может резко покинуть средний класс и опуститься на уровень ниже. В Европе такого быть не может. Существует такой интересный критерий: к среднему классу принадлежит человек, который вам точно может сказать, где он будет отдыхать в следующем году. Найти сегодня в Украине такого человека крайне сложно, если, разумеется, не брать в расчет олигархов.

Нынешний хаос на Донбассе, — какие главные экономические угрозы он несет для самого региона и Украины в целом?

Донбасс — это наша металлургия. А на сегодняшний день металлургия — это наш основной экспорт. То, что у нас на сегодняшний момент экспорт металла упал всего лишь на 10%, является большим успехом. Если же ситуация сложится так, что мы не сможем поставлять металл на экспорт, то все планы, которые касаются наших рынков, рухнут. Потому что нет экспорта — нет валюты — нет поступлений в бюджет. Все просто. Если не давать украинским металлургическим предприятиям нормально работать, там не будет зарплаты и, следовательно, ничего не будет поставляться на экспорт.

Как отразится на экономической жизни Донбасса ассоциация с ЕС в контексте российского фактора?

Кроме металла, на Донбассе есть еще машиностроение, которое на 95% ориентировано на страны СНГ. Турбины, вагоны, цистерны, котлы и т. д. Только страны СНГ. На сегодняшний день пробиться на европейский рынок практически нереально, поэтому потеря российского рынка приведет к плачевным последствиям для нашего машиностроения.

Новость: Луганский тепловозный завод остановился. Почему? Потому что локомотивы, которые делаются у нас, мы можем поставлять только в страны СНГ. По технологическим особенностям их еще в Прибалтике могут использовать. А вот в Польше уже не могут. Можно взять для примера Новокраматорский машиностроительный завод. Он также делает оборудование исключительно для промышленных предприятий из стран СНГ. Если же у НКМЗ не будет заказов из этих стран, завод остановится. А другой работы для людей там практически нет.

Если мы хотим подписать договор об ассоциации с ЕС, нужно подготовить дорожную карту, в которую потом можно было бы вносить определенные изменения. Эта карта должна учесть все нюансы, в том числе взаимоотношения Украины с Россией и России с Европой, поскольку основной партнер РФ — это Европа, а не Украина. И это все надо согласовать, уточнить, чтобы не было конфликта интересов. И тогда можно было бы решить так: одну продукцию мы поставляем в Европу, например, чугун; а другую — в Россию, например, вагоны. И это было бы выгодно всем сторонам.

Если представить, что вскоре ситуация на Донбассе все-таки будет урегулирована, как долго региону придется преодолевать экономические последствия сегодняшнего кризиса?

Самый идеальный вариант — до конца текущего года. Более пессимистический прогноз — в течение двух лет. По большому счету, чтобы на Востоке в будущем не было подобных кризисов, туда реально надо вкладывать инвестиции, начиная от экологии и заканчивая инфраструктурой. Но это, разумеется, за год сделать нельзя.

Говоря же в целом о стране, инвестиции к нам могут прийти не раньше, чем через пять лет. Это, опять-таки, в самом идеальном варианте. Украина входит в группу развивающихся стран. Сейчас в мире невыгодно вкладывать в развивающиеся страны. Основные инвестиции идут в США и Европу. Если же сравнивать Украину с другими развивающимися странам, то инвестиции скорее пойдут туда, где более стабильная политическая ситуация. Сегодня для инвесторов Казахстан будет казаться намного предпочтительней, чем нынешняя Украина. Поэтому, чтобы всех успокоить и объяснить, что революции закончились, понадобится лет пять. И вот тогда можно ожидать притока хоть каких-то реальных инвестиций.

Уже который месяц в Украине говорят о смысле нашего национального единства. Какие основные экономические аспекты в данном случае следует подчеркнуть?

Надо понимать, что ни Донецкая, ни Луганская, ни Львовская, ни другие области жить сами по себе не могут. Иначе будет, как с Приднестровьем, где люди в большей мере существуют, чем живут. Одно дело, когда вы живете в большой стране; другое дело — когда в маленькой. Классический пример — Югославия, которая во времена единства была намного сильней, чем сейчас. А нынче есть относительно успешная Словения, а рядом с ней совершенно провальные Босния, Македония, Черногория. Единство — это сила, а разделение — это слабость.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Текущий рейтинг
Комментарии (0)
Войти через: