
Уполномоченный президента по мирному урегулированию конфликта в Донецкой и Луганский областях, народный депутат Ирина Геращенко ("УДАР") в своем докладе подчеркнула, что на востоке Украины "мы имеем дело не с внутренним украинским конфликтом, а с конфликтом, инспирированным извне". При этом она объяснила, что президент Петр Порошенко не вводит военное положение из соображений осторожности: "Это война не только с террористами, это война за умы и сердца жителей востока страны, они боятся военного положения, поэтому действовать нужно крайне осторожно".
К тому же, как заявила госпожа Геращенко, правовой режим антитеррористической операции и так предоставляет силовикам и армии все необходимые основания для эффективной деятельности. В качестве дополнительного аргумента, мирный посланник президента напомнила, что в случае введения военного положения на определенной территории, там невозможно проведение досрочных выборов депутатов Верховной Рады, а так же облсоветов.
В свою очередь, руководитель общественной организации "Майдан иностранных дел", дипломат Богдан Яременко подверг критике нерешительность властей в вопросе официального отношения к действиям России: "Какое Украина имеет право критиковать Францию за поставки "Мистралей" в Россию? Требовать введения очередного этапа санкций, если Украина официально не называет РФ агрессором?! Не вводит санкции против представителей государства-оккупанта. Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) официально объявила Россию агрессором, а Украина нет".
По мнению господина Яременко, более оптимальное использование армии возможно в режиме введения военного положения: "АТО — это чекистско-войсковая операция, условно говоря, когда 20 тысяч спецслужбистов командуют 130 тысячами военных, это не эффективная схема". Как отмечает эксперт, поскольку использование вооруженных сил внутри страны законодательно ограничено, необходимо официально признать, что "сегодня на территории Донбасса идет война за Крым со страной-агрессором".
"Не будет победы там, на востоке, будет война в других регионах Украины", — предупреждает Богдан Яременко.
Глава Общественного совета при Министерстве обороны Украины, генерал-полковник запаса Виктор Палий заметил, что требовать эффективности от армии, на проблемы которой государство давно не обращало внимания, бессмысленно: "А вы знаете сколько из 130 тысяч военнослужащих бесквартирных? — негодовал господин Палий. — 45 тысяч военнослужащих не имеют собственного жилья! Каких результатов вы хотите от армии, которую много лет только и делали, что сокращали и финансировали по остаточному принципу?!".
Компромиссный вариант ограниченного введения режима военного положения предложил народный депутат Александр Доний ("Суверенная европейская Украина"). По его мнению, военное положение целесообразно вводить лишь в тех районах Луганской и Донецкой областей, где ведется военная операция.
"Почему другие районы восточных областей должны страдать, где нет активности террористов и войсковой операции? Там и выборы могут нормально состояться, поэтому если вводить военное положение, то это можно сделать на достаточно ограниченной территории", — заключил народный депутат.