Время 20:30  Дата 25.11.2014

Почему мир смотрит как РФ топчет Украину


В то время как российские танки и прочая военная техника въезжают в Украину, Киев на горьком опыте учится тому, что если жить в скверном соседстве, не стоит избавляться от ядерного оружия без непоколебимых гарантий безопасности


Но именно это он и сделал в декабре 1994 года, когда подписал Будапештский Меморандум о гарантиях безопасности, также подписанный Соединенными Штатами, Россией и Великобританией, — пишет Беннетт Ремберг для Los Angeles Times.

Когда в этом году Россия взяла Крым и продолжила поддерживать сепаратистов, некоторые украинские чиновники призвали к возврату ядерного оружия, чтобы препятствовать Москве в разделении и перетасовке их страны. Будучи в сентябре министром обороны, Валерий Гелетей объяснил эту перспективу: "Если сегодня мы не сможем защитить Украину, если мир нам не поможет, нам придется вернуться к разработке ядерного оружия, которое защитит нас от России". Ранее в этом же году другие чиновники высказывали похожие взгляды.

Но угроза вернуться к ядерному потенциалу — несбыточная мечта. Хотя в Украине работает 15 ядерных реакторов, у нее нет заводов по обогащению или переработке, чтобы производить топливо (его импортируют из России) или материал для создания бомбы. Но что у Украины есть, так это моральное требование к Вашингтону взять на себя ответственность и обеспечить ее традиционными способами лучшей самозащиты.

В этом суть Будапештского Меморандума, активно продвигаемого США: кто-нибудь придет Киеву на защиту, если его границы нарушат. Договор требует, чтобы стороны "уважали независимость и суверенитет, и существующие границы" Украины; "воздерживались от угрозы или использования силы против территориальной целостности или политической независимости Украины"; "воздерживались от экономического принуждения"; "инициировали немедленные действия Совета Безопасности ООН с целью предоставить помощь Украине … если Украина станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии"; и предоставлять консультации в случае, если ситуация касается этих обязательств.

В своем обращении к Конгрессу в ходе сентябрьского визита, президент Украины Петр Порошенко резко прокомментировал обязательства, связавшие его страну Будапештским договором: "Украина, отказавшаяся от третьего по величине в мире ядерного потенциала в обмен на гарантии безопасности, получила удар в спину от одной из стран, которая дала это обязательство".

Госсекретарь Джон Ф. Керри с осторожностью признал то же самое в марте, когда заявил, что Москва "рискует очень четкими законными обязательствами". Однако Вашингтон оказался сбит с толку необходимостью придумать ответ.

История разместила США между двумя призраками Европы 20 столетия. Угроза полного вовлечения в защиту Украины станет отсылкой к катастрофической мобилизации, которая предшествовала Первой мировой войне. В этом явно было мало удовольствия. Но отойти в сторону и наблюдать, как Россия поглощает еще больше украинской территории, станет повтором катастрофической европейской неспособности ответить на аннексию нацистской Германией Австрии и вторжение в Чехословакию, что проложило путь Второй мировой войне.

Чтобы убить двух зайцев — не провоцировать Москву, разместив силы в Украине, но демонстрировать решимость — Вашингтон и его союзники выбрали разнонаправленную стратегию: предоставить Украине нелетальную помощь. Ввести и усилить экономические санкции. Умеренно укрепить восточные оборонные позиции



Адрес новости: http://siteua.org/n/557220