По крайне мере, в этом пытается убедить «демократическое» правительство, которое удерживает ставшие уже издевательски низкими социальные стандарты, установленные «папередниками» в совершенно иных социально-экономических условиях около двух лет назад.
Полнейшим издевательством выглядят обещания власти к концу 2015 года увеличить нищенскую «минималку» аж на 160 гривен, а также расчеты правительства на рост среднемесячной зарплаты в 2015 году на 500 грн до неполных 4000 грн.
И это на фоне 25%-й инфляции в 2014 году и 26%-м официальном прогнозе роста цен в 2015 году, а также в условиях четырехкратного падения гривны в течение года, в результате чего указанные 4000 гривен на момент написания этого текста едва превышали 100 долларов, а гривна продолжала неуклонно катиться вниз.
А главное, в стране галопирует безработица, даже официально признаваемые властью долги по зарплате растут, как снежный ком, а подавляющее большинство граждан неуклонно погружается нищету. Все это чревато непредсказуемыми социальными последствиями, да еще в условиях войны, разрухи и жесточайшего, даже по сравнению с началом 1990-х годов, экономического кризиса.
Новостями о «сказочном росте благосостояния» граждан Украины правительство Яценюка порадовало прямо в тексте проекта закона «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год». Очевидно, чтобы не тратить казенные деньги на прославление грандиозных свершений власти и лично Арсения Яценюка.
В качестве одного из важнейших макроэкономических параметров в проекте бюджета была обозначена среднемесячная зарплата, которая, по мнению чиновников, должна в нынешнем году составить 3990 гривен. В декабре 2014 года средняя зарплата достигла 4012 грн, а вообще по 2014 году среднемесячная зарплата достигла 3470 грн. Таким образом, в правительстве ожидают, что среднемесячная зарплата вырастет на 520 гривен, чем немедля решили порадовать народонаселение на подведомственной территории. Повторим, что ожидаемая в 2015 году среднемесячная зарплата едва превышает 100 долларов по курсу на момент написания этого материала, а если учесть, что гривна продолжает неуклонно катиться вниз, то скоро по уровню средней зарплаты Украина уверенно займет почетное место где-нибудь рядом с Угандой или Зимбабве.
А ведь есть еще минимальная зарплата! Она еще со времен «позднего Азарова» и «раннего Яценюка» пребывает на уровне 1218 грн. Когда-то это было 150 долларов, и на них можно было очень-очень бедно прожить. Теперь этих денег едва хватит пару-тройку раз сходить в магазин за продуктами. Более всего «прикалывает», что правительство, повторимся, обещает к концу года эту сумму увеличить аж на 160 гривен. Впрочем, министр социальной политики Павел Розенко буквально вслед за этими планами уже успел охладить пыл желающих разжиться дополнительными 160 гривнами, высказавшись в том смысле, что повысить к концу года социальные стандарты будет очень и очень сложно. Проще говоря, вполне могут и не дать...
Но власть в лице Государственной службы статистики не унимается, сообщая о сокращении в 2014 году количества работников с минимальными зарплатами. Если в 2013 году зарплату до 1500 грн получал каждый пятый работник, то в 2014 году такую зарплату получал только каждый шестой.
Количество условного «среднего класса» с доходами 1,5-3-5 тысяч гривен осталось примерно неизменным. Зато выросло количество так называемых высокооплачиваемых работников, получающих от 10 тысяч гривен. Очевидно, что падение гривны с 8 до более 30 грн за 1 доллар, а также 25%-я инфляция, имеющая тенденцию к дальнейшему существенному росту, перевели даже тех, что получает более 10 тыс. грн, в разряд граждан с весьма скромными доходами. А «средний класс» со своими 1,5-3-5 тысячами и вовсе оказывается на грани, даже за гранью нищеты.
То, что социально-экономическая ситуация все более обостряется, признают даже в правительственной коалиции. Характеризуя предложенные Кабмином Яценюка поправки в бюджет от 16 февраля 2015 года, глава фракции партии «Батьківщина» Юлия Тимошенко совершенно справедливо заявила: «Глубоко асоциальный документ и это непрофессиональный документ. Почти на 60 процентов увеличились цены, то есть, инфляция, упал курс гривны. Но в этом бюджете нет того, что предусмотрено законами — это индексация пенсий и зарплат граждан на уровень инфляции». То есть, деяния правительства и лично Яценюка не просто авантюрные, но и незаконные.
Но это все номинальные цифры. По данным официальной статистики, если номинальные зарплаты за год выросли на 10%, то реальные доходы упали на 14%. В 2015 году, напомним, Кабмин прогнозирует инфляцию на уровне 26,7%. В то же время прогнозируется рост номинальных зарплат не более чем на 10-15%. В результате покупательная способность гривны, по ряду оценок, упадет в два раза, то есть в 2015 году гривна будет по покупательной способности равна 50 копейкам в 2013 году. Впрочем, с учетом практически уже четырехкратной девальвации гривны даже подобная оценка выглядит весьма оптимистичной.
Но низкие доходы граждан — это еще далеко не все! Опять набирает обороты невыплата заработной платы. В последнее время она достигла, по словам министра социальной политики Павла Розенко, 2,5 млрд грн, увеличившись в 2014 году на 1,5 млрд грн. Причем излюбленная в последнее время попытка чиновников оправдать очередной социально-экономический провал войной плохо выдерживает критику. Впрочем, министр Розенко в качестве одной из причин справедливо называет также кризис в экономике, стартовавший еще в 2012 году.
Действительно, наибольшие долги по зарплате накопились в Донецкой и Луганской областях, где они на начало февраля составили соответственно 1,2 млрд и 400 млн грн. Но если рассматривать динамику роста долгов по зарплате, то здесь пальму первенства держат не Донецкая и Луганская области, где задолженность выросла соответственно в 10 и 7 раз, а Днепропетровская и Черновицкая области, в которых долги по зарплате выросли соответственно в 15 и 27 раз.
Причем долги выросли как в коммерческих структурах, так и на государственных предприятиях и даже в бюджетной сфере. В последнем случае свою лепту внесли бездарные игры чиновников в пресловутую децентрализацию. Напомним, что до внесения соответствующих изменений в законодательство все 100% поступлений от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), более известного также, как подоходный налог, оставались на местах. Именно НДФЛ ранее был главнейшим бюджетообразующим налогом в регионах, а почти 70% всей задолженности госсектора приходится именно на местные бюджеты. С началом «децентрализации» и переходом на новую систему перераспределения налоговых поступлений, центральный бюджет стал забирать 25% сборов НДФЛ, оставив регионам процент от сборов налога на прибыль предприятий. Но в виду прогрессирующей убыточности предприятий и кризисной экономики в целом, поступления от этого налога неуклонно падают, не говоря уже о том, что прибыль — материя тонкая, а потому легко подвержена разного рода манипуляциям с целью минимизации налога. В итоге поступления в местные бюджеты еще более сократились, в связи с чем, на местах возникло еще больше проблем с выплатой зарплаты, прежде всего, работникам бюджетной сферы.
Зато министр социальной политики Розенко обрадовал публику следующей новостью: «У нас наконец-то произошло реформирование системы контроля над выполнением трудового законодательства. На заседании Кабмина утвердили структуру новой службы труда, которая в том числе будет заниматься защитой прав на своевременно выплаченную зарплату».
А ведь раньше Павел Розенко производил впечатление адекватного и весьма неглупого парня. Когда-то автору этих строк доводилось его несколько раз интервьюировать. Правда, тогда нынешний министр Розенко находился в оппозиции к антинародному режиму Януковича... Теперь же, как видим, молодой министр в совершенстве осваивает бюрократические навыки в области ИБД — имитации бурной деятельности. Война, разруха, кризис, преступные действия правительства, еще более ухудшающие ситуацию, что выливается в прогрессирующей нехватке средств, девальвации и инфляции, — а чиновники, видите ли, создали еще одну бюрократическую структуру, которая даже не денег даст тем, кому жить не на что, а будет «защищать права», проще говоря, заниматься бумаготворчеством.
Пока правительство играет в бюрократические игры, создавая рабочие места для новых столоначальников, на страну накатывает массовая безработица, чреватая непредсказуемыми последствиями.
Впрочем, если верить официальной статистике, то с безработицей в Украине все хорошо: даже несмотря на войну, разруху и кризис, безработица оставалась неизменной, иногда даже снижалась. По данным за три квартала 2014 года количество официально зарегистрированных безработных составляло 1,8% от общего количества трудоспособного населения, или 418 тыс. человек.
В то же время по ряду оценок в Украине официально регистрируется примерно лишь десятая часть безработных, поэтому официальная статистика по безработице — это «филькина грамота». Даже МВФ оценивает безработицу в Украине в 10% трудоспособного населения. А по мнению ряда экспертов она достигает 15-18%.
В этом смысле обращают на себя внимание следующие цифры. По тем же официальным данным в декабре 2013 года в Украине числились более 9,5 млн штатных работников, а в декабре 2014 года их количество сократилось до 7,96 млн человек, то есть почти на 20%. Конечно, есть работающие по разовым договорам и работающие нелегально, не входящие в статистику, но тенденция красноречивая.
Итак, страна неуклонно скатывается в пропасть нищеты и безработицы, а чиновники играются в игрушки, создавая «конторы по борьбе за права на несуществующую зарплату». Последствия этих игрищ могут быть крайне печальными. От социального взрыва пока спасает понимание гражданами того, что еще одного майдана страна не выдержит. Но терпение ведь не безгранично...
Автор: Александр Карпец