Погода:
Киев сегодня
Киев
Донецк
Одесса
Львов
Харьков
Санкт-Петербург
Москва
Сегодня Завтра
НБУ
НБУ Межбанк Наличные
EUR
26.18
USD
23.49
RUB
0.37
EUR
39.04
USD
36.57
RUB
0.34
EUR
29.22
USD
26.07
RUB
0.46
Что ждет ЗУ об образовании и успокоится ли Венгрия?
флажки
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Текущий рейтинг
0/5 (0 голосов)
В рекомендациях Венецианской комиссии может появиться пункт о русском языке, но Украина выводы европейского арбитра вряд ли будет выполнять
Через неделю 11 декабря Венецианская комиссия вынесет свои рекомендации по новому украинскому закону об образовании. Его принятие, напомним, возмутило Венгрию, Румынию, Россию и Молдову. Мол, обучение в старшей школе на украинском языке (хотя законом предусмотрена возможность обучения и на иностранных языках) существенно сужает права нацменьшинств. Больше всего критики мы услышали от Будапешта, несмотря на здравые доводы украинской стороны о том, что венгерское меньшинство поголовно не знает украинского языка, а Венгрия только поощряет это, проводя незаконную паспортизацию на Закарпатье.

"Языковой" скандал между Киевом и Будапештом продолжается уже почти три месяца и, по словам украинских дипломатов, за действиями Будапешта по блокированию украинских евроинтеграционных и евроатлантических инициатив стоит чистая политика. 

Изменит ли Венгрия свою риторику после выводов Венецианки, и какие еще опасности могут предостерегать Украину в рекомендациях "европейского арбитра" ?

Как Орбан убегал от Порошенко

В пятницу 8 декабря на очередном заседании Совета ассоциации Украина-ЕС по инициативе Венгрии будет рассмотрен закон об образовании, в частности его ст.7 на предмет нарушения прав венгерского меньшинства, проживающего в Украине. Но даже если какую-то критику мы и услышим, никаких последствий для Киева это иметь не будет. Максимум, что могут сказать европейцы – давайте дождемся официальных рекомендаций Венецианской комиссии. Их, вероятно, опубликуют в понедельник 11 декабря, и украинская дипломатия ожидает позитивного для нас вердикта.

Официальный Будапешт это никак не устроит. Ранее уже писалось, что Венгрия требует отмены украинского закона об образовании в ультимативной форме. По словам главы венгерского МИДа Петера Сийярто, закон об образовании противоречит Соглашению об ассоциации Украина-ЕС, поэтому Будапешт будет блокировать дальнейшее сближение Украины с ЕС и НАТО. И Сийярто уже якобы заблокировал декабрьское заседание комиссии Украина-НАТО, проводить которое, как выяснилось позже, не планировалось вовсе.

На полях саммита Восточного партнерства в Брюсселе 24 ноября Петер Сийярто уклонился от ответа на вопрос о том, как Будапешт мог заблокировать несуществующее заседание комиссии Украина-НАТО. Но заявил, что не принесет в жертву закарпатских венгров на алтаре мировой политики. "Мы не можем поддержать евроатлантические усилия Украины, ведь Киев пренебрег правами нацменьшинств и грубо нарушил Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС, которое вступило в силу вначале сентября. 
Если для Украины важно интегрироваться в структуры ЕС и НАТО, она должна выполнить свои международные обязательства – отозвать дискриминационный по отношению к нацменьшинствам закон об образовании. Только в этом случае Украина снова сможет рассчитывать на полноценную поддержку Венгрии", – заявил Сийярто в Брюсселе.

Правда, не на камеры венгерские политики были уже не такими смелыми. По словам источников в украинской делегации на саммите Восточного партнерства в Брюсселе премьер Венгрии Виктор Орбан буквально избегал встречи с Петром Порошенко. А когда они все-таки пересеклись на саммите, ничего внятного Орбан ответить не смог. По словам источников сайта "Сегодня" в украинских дипкругах, даже если бы Киев и пошел на уступки Будапешту по закону об образованию, риторику последнего это бы не изменило. По крайней мере, до апреля 2018 года – именно тогда в Венгрии пройдут парламентские выборы.

"Компромиссов Орбану недостаточно. Накануне выборов в Венгрии ему нужна победа или видимость борьбы до конца. Это тот имидж, который он сможет продать избирателю по наивысшей электоральной цене. Поэтому украинские компромиссы его мало интересуют. Что касается других государств, они (например, Румыния и Молдова) уже ведут двусторонние переговоры о комфортной имплементации статьи 7. Здесь заметна готовность к компромиссу и решение Венецианской комиссии станет хорошим путеводителем для такого компромисса", – сказал замглавы правления Совета внешней политики "Украинская призма" Сергей Герасимчук.


Виктор Орбан на саммите Восточного партнерства. Фото: AFP

Политтехнология как пиар на выборах

По данным ноябрьских соцопросов, в Венгрии лидирует правящая партия "Фидес" с результатом в 35% (прибавила 4% по сравнению с октябрем). На втором месте с огромнейшим отрывом пророссийская праворадикальная "Йоббик" с 9% поддержки (потеряла 1% по сравнению с октябрем). Именно за ее электорат и борется "Фидес", активно играя на "языковом" скандале с Украиной. Поэтому надеяться, что до апреля риторика официального Будапешта изменится, не стоит, ведь "Фидес" хочет сформировать единоличную коалицию и правительство.

"Избирательная кампания власти строится на создании внешней угрозы. Это старый трюк республикансцев еще с 1980-х. Почему это работает в Венгрии? Потому что власть контролирует почти все медиа. Я не думаю, что такая технология будет иметь долгоиграющий эффект, но наверняка позволит им ("Фидес" – Авт.) пройти эту избирательную кампанию", – сказал украинским журналистам один из европарламентариев Венгрии в рамках визита в Будапешт вместе с Центром "Новая Европа".  

По сути, избирательная кампания правящей партии "Фидес" строится на трех больших "угрозах": со стороны Украины из-за нового закона об образовании; со стороны Брюсселя, который навязывает Будапешту квоты на прием мигрантов; и со стороны американского миллиардера и филантропа Джорджа Сороса, который хочет "захватить" Венгрию. Пару недель назад зампредседателя "Фидес" Гергели Гуляс заявил, что Венгрия переживает прямое нападение Сороса, атакующего страну с помощью своих неправительственных организаций. Сам же Сорос говорит, что избирательная кампания правительства Венгрии против него строится на лжи и направлена на создание внешнего врага.

"Я сам работал в Центральноевропейском университете (в апреле президент подписал закон о высшем образовании, позволяющий закрыть Центральноевропейский университет в Венгрии, основанный Соросом – Авт.). Как меня только не называли, и шпионом, и агентом Сороса…, – говорит венгерский евродепутат. – За это (закон о высшем образовании – Авт.) Венгрию, кстати, довольно жестко критикуют в ЕС. По украинскому закону об образовании компромисс будет возможен с нормально функционирующим (венгерским – Авт.) правительством. Использовать это как предлог или шантажируя этим заблокировать европейские перспективы страны восточного соседства, несправедливо. В то же время, если венгерские организации и меньшинства в Украине скажут, что закон ущемляет их права, страны должны решать это в двустороннем порядке".

По словам аналитика Центра "Новая Европа" Дарьи Гайдай, хоть украинский закон и вызвал непринятие у всех без исключения политических сил Венгрии и экспертной среды в целом, в оппозиционных кругах реакцию венгерского МИД называют "чрезмерной" и "откровенно провокативной". "Другими словами, учитывая чувствительность этого вопроса для венгерского общества, каким бы ни было решение Украины, оно бы в любом случае спровоцировало конфликт. Но нынешнее правительство правящей партии "Фидес" сделало достижение компромисса с Украиной практически невозможным, по крайней мере до выборов в Венгрии", – сказала Дарья Гайдай.

Выводы Венецианки и русский след

Политтехнологию о внешнем враге – фишке партии "Фидес" на парламентских выборах в Венгрии – с одной стороны еще можно понять, хотя с другой, почему Украина должна быть жертвой и заложницей чьих-то амбиций. Но недавнее заявление вице-премьера Венгрии Жолта Шемьена переходит всякие границы. По его словам, в венгерском обществе и парламенте существует общий консенсус по поводу того, что венгры за границей имеют право на автономию, венгерское гражданство и право голоса.

На слова Шемьена в украинском МИДе отреагировали достаточно спокойно: "Любые спекуляции на эту тему не отвечают интересам наших стран, и, надеемся, не отражают официальную позицию Будапешта. Мы должны вместе противостоять попыткам использовать вопрос обеспечения прав нацменьшин российским агрессором для нагнетания атмосферы недоверия и непонимания".

Правда, если ранее, как рассказывала сайту "Сегодня" аналитик Центра "Новая Европа" Дарья Гайдай, мы видели игру в хорошего и плохого полицейского со стороны венгерской власти, сейчас все несколько изменилось. До недавнего времени Петер Сийярто, жестко критиковавший украинский закон об образовании, выступал в роли плохого полицейского. Премьер Виктор Орбан отмалчивался, публично не вступая в конфликт, будучи хорошим полицейским. Но недавно на встрече с заграничными венграми он сделал довольно жесткое заявление в адрес Киева. По словам Орбана, даже если "Киев пойдет на уступки Будапешту по образовательному закону, в повестке дня Украины есть минимум три законопроекта которые будут ущемлять права нацменьшинств: о гражданстве, о языках и реституции и использовании церковной собственности".

По словам Дарьи Гайдай, Будапешт не снизит градус конфликта, даже если Украине и Венгрии удастся найти понимание – Венгрия, похоже, хочет получить максимум из этого противостояния. "Образовательный закон дал повод вспомнить и о других обещаниях Киева венгерской меньшине, а также поднять болезненный вопрос двойного гражданства (вопрос незаконной паспортизации жителей Закарпатья – Авт.)", – сказала "Сегодня" Гайдай.

Пока и Киев, и Будапешт в ожидании выводов Венецианской комиссии. Но, судя по заявлению Лилии Гриневич и словам источников сайта "Сегодня" в украинских дипкругах, если решение Венецианки будет негативным, мы вряд ли будем его выполнять. "Мы можем оттолкнуться от этих рекомендаций и далее имплементировать статью о языке обучения закона об образовании через специальный закон, к примеру, об общем среднем образовании", – заявила Лилия Гриневич, добавив, что саму ст.7 никто менять не будет, так как под это в Верховной Раде нет 226 "за".

В то же время, по словам украинских дипломатов, к критике Будапешта может присоединиться и Москва, которая выжидает благоприятного для критики момента. В рекомендациях Венецианской комиссии может появиться строчка о "важности изучения русского языка и невозможности притеснения прав русскоязычной меньшини в Украине". Но здесь эксперты успокаивают: стандартная практика Венецианской комиссии – избежание однозначных формулировок, поэтому ее выводы и Украина, и Венгрия, и Россия могут толковать каждая по-своему.

"Даже если Украина и готова к определенным уступкам, то только в части принятия закона о среднем образовании и подзаконных актов и вряд ли можно надеяться, что будет изменена знаменитая ст. 7. Что касается России и русского языка, действительно могут быть проблемы. Но их причиной стал далеко не украинский закон об образовании. Незаконные действия РФ, аннексия Крыма, боевые действия на Востоке Украины – все это очень сузило поле для компромиссов с Москвой", – подытожил Сергей Герасимчук.


  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Текущий рейтинг
Комментарии (0)
Войти через: