32 года назад на Чернобыльской атомной станции прогремел взрыв, разрушивший полностью все здание четвертого энергоблока.
Эксперимент, который проводили на блоке после планово-предупредительного ремонта, заключался в том, чтобы проверить, насколько долго сможет продержаться и производить электричество блок, если вдруг станция останется без собственного энергоснабжения. Такой режим работы не был отработан на АЭС, хотя похожие испытания уже трижды проводились на ЧАЭС — в 1983, 1984 и 1985-м. Но в этот раз из-за проектировочных особенностей и неосторожности персонала работа с блоком привела к тому, что вода, охлаждающая реактор (а он работает по принципу большого чайника, только нагревается этот чайник не снаружи, а изнутри), закипела, а пар, который образовался, под большим давлением вырвался из системы, разрушив и сам реактор. Здание блока при этом обрушилось, а в окружающих строениях начался пожар. В результате этого взрыва погибло двое — Валерий Ходемчук и Владимир Шишенок. Тело Ходемчука в итоге так и не нашли.
Единой версии причины аварии — того, что привело к фатальному стечению обстоятельств, — до сих пор нет.
Среди наиболее вероятных называют ошибку персонала, либо же существенные конструкционные дефекты. Выдвигаются и альтернативные версии — локальное землетрясение, диверсия, и даже подлог данных, которые были официально обнародовали после расследования.
28 человек, первых ликвидаторов, как их назовут позже, погибли от лучевой болезни — острого поражения человеческого организма, возникающего после больших доз облучения. В целом, список первых жертв составляет немногим менее 50 человек. Сейчас же, по данным различных чернобыльских организаций, ежегодно умирает 38 тыс. ликвидаторов и пострадавших от аварии. Официальная статистика гласит, что за 32 года умерло около 500 тыс. человек, связанных с последствиями взрыва реактора на ЧАЭС. Статус пострадавших при этом имеют 2 млн человек.
Старый саркофаг и новый конфаймент — в чем разница?Объект "Укрытие", он же "саркофаг" в народе — одна из самых быстрых и масштабных строек такого значения в те времена. Его построили всего за 206 дней, подстраиваясь под возникающие проблемы, да и условия работы были очень сложными — все еще тлеющий реактор, очень высокие дозы облучения, сложности в работе с техникой. Саркофагу гарантировали 20-40 лет службы, но уже в середине 2000-х начали проводить работы по укреплению объекта, а к концу второго десятилетия службы строения было решено построить новое, более безопасное укрытие — новый безопасный конфаймент, который как позволил бы изолировать старый саркофаг и спрятанный в нем разрушенный реактор, так и впоследствии безопасно разобрать под ним старые конструкции. "Скинувшись" всем миром, конструкцию в виде огромной арки строили почти 10 лет. В конце ноября 2016-го, предварительно демонтировав трубу над 3-4 энергоблоками станции, арку надвинули на старый саркофаг. Эксплуатировать ее смогут почти столетие.
Сколько стоит содержание зоны?Ликвидация аварии и ее последствий, согласно справке Минфина СССР от 16 июля 1991 года, в 1986-1990 годах обошлась в 12,6 млрд советских рублей. Ученые же подсчитали совокупный ущерб от аварии за эти 4 года на станции в 200 млрд рублей в ценах 1990 года.
Если считать по официальному курсу доллара, введенного в ноябре 1990-го, $7 млрд и $111 млрд соответственно. К примеру, ущерб от аварии на японской АЭС "Фукушима" оценили в $74 млрд. Общий ущерб от взрыва 4 энергоблока оценивают от $200 млрд.
Что же касается независимой Украины, в разные годы на Зону тратились разные объемы стредств. Тут надо учесть и выплаты, льготы и медицинские услуги ликвидаторам и пострадавшим от аварии, которые с 1991 года составили примерно $20 млрд. В 2016-м глава Агентства по управлению зоной отчуждения Виталий Петрук утверждал, что годовой бюджет его организации составляет 1,8 млрд грн. Схожую цифру называл и министр экологии Остап Семерак — 2 млрд грн. При этом, по словам Семерака, только на меры по предотвращению утечек в год тратят около 200 млн грн. По другим же источникам, Зона ежегодно обходится нашей стране в 1,5 млрд грн.
Новое укрытие для реактора обошлось в 2,15 млрд евро.
Когда остановилась станция и почему? И чем там занимаются люди после ее остановки?Хотя 4 реактор и взорвался, станция продолжала работать еще долгое время, продолжая обеспечивать электроэнергией север страны. В 1991 году произошел пожар на втором блоке станции (сам реактор не пострадал), но решено было остановить и этот блок. Так, в составе двух блоков станция и проработала до 1996 года, когда под давлением мировой общественности было принято окончательное решение об остановке станции и создания безопасных условий для вывода ее из эксплуатации. В том же году был остановлен и первый реактор.
15 декабря 2000 года в 13:17 третий, соседствующий с фатальным четвертым, энергоблок прекратил вырабатывать электроэнергию. В этот момент ЧАЭС остановилась навсегда, после 23 лет и одного дня работы. Но процесс выведения станции из эксплуатации завершится аж в 2064 году — именно тогда предполагается, что станция станет безопасной для окружающей среды системой. Депутаты даже проголосовали с условием принятия поправок законопроект, который позволит выделить более 6,6 млрд гривен на этот процесс до 2020 года.
Для того, чтобы ЧАЭС стала безопасной, нужно вытащить все топливо из реакторов, обработать его, законсервировать для хранения, безопасно разобрать и дезактивировать все конструкции, пути и так далее. Кроме того, нужно обслуживать саркофаг, а также новую арку, наблюдать за показателями самого реактора внутри — не изменилось ли что-то, делать замеры на территории, а также отгонять любопытных и сталкеров, которые, посещая территорию Зоны могут нарваться на неприятности — как природные, так и техногенные (к примеру, провалиться в старом здании). Сейчас на станции работает примерно 2 тысячи человек.
Мифы и легенды ЗоныВовсе не потому, что она вырастет размером с "тойоту". В Зоне запрещено проводить без специального оборудоваия и разрешения любые земляные работы. Дело в том, что загрязняющие вещества, которые выбросил в воздух реактор при взрыве, осели на почве в зоне и многих прилегающих районах. Самые загрязненные участки срезали и похоронили в специально отведенных местах, остальные же природным путем размылись дождями. Но чтобы не "разворошить" остатки радионуклидов в почве, в Зоне нельзя просто так копать. Даже все коммуникации — отопление, вода — проходят по трубах над землей, чтобы не нужно было в случае прорыва выкапывать трубу.
Кроме того, часть радионуклидов все же попала в подземные источники воды, и растения могут получить дозу из земли. Однако самоселам это мешает далеко не всегда.
Зато землю можно использовать в других целях — например, построить на территории Зоны солнечные панели. Или использовать часть как площадку для постройки Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) — законсервированного особым образом топлива из реакторов, которое лет через 100 можно будет использовать в качестве топлива для реакторов нового поколения. Оба проекта позволят Украине быть независимой от внешних поставщиков энергии.
Опасно ли покупать чернобыльские грибы/чернику/рыбу из пруда-охладителя?Во-первых, рыбу не так-то просто поймать. Видели видео с большими сомами, которые как бревна плавают в пруду у станции? Они существуют. Людьми, правда, не питаются, но вылавливать с целью продать на уху рыбу оттуда точно не станут.
Что касается реки Припять, которая протекает через Зону — так она впадает в Днепр, так что риск выловить "облученную" рыбу есть и где-нибудь в Черкассах. Что касается грибов — действительно, они лучше всего собирают радиоактивное загрязнение, поэтому раньше рекомендованной чертой для грибников была округа Киева. Со временем ее поднимали, тем не менее, некоторые виды грибов все еще фонят. Но получить с ними смертельную дозу радиации и умереть вряд ли получится — количество грибов, которые потребляет среднестатистический житель нашей страны, не столь велико. А вот риск выпить молока из тех сел Ровненской и Житомирской областей, которые попали под Западный радиоактивный след (зону, куда благодаря ветру разнесло частички из реактора), куда больше.
То же касается и яблок, черники и других овощей-фруктов. Всегда можно наткнуться на зараженный продукт, который собран в Полесских лесах. Но уровень радиации там чрезвычайно мал. А вот срывать яблоки с деревьев во время экскурсии по Припяти, и тем более их есть, мы крайне не советуем — там в почве все еще слишком много вредоносных элементов (вспомните о картошке из предыдущего пункта).
Чернобыльские леса вырубают и из них делают радиоактивную мебель!Еще одна городская легенда. Лес в Зоне вырубают, это правда. Делают это с санитарными целями, чтобы лес не совсем дичал. В Госагентстве говорят, что вся древесина проходит контроль и соответствует нормам, хотя на рынке иногда говорят, что встречают фонящий лес-кругляк. Да и даже если допустить, что какая-то часть леса из Зоны попадает на мебельные фабрики, пока что не было замечено ни одного случая появления радиоактивной мебели на рынке.
Сюда же относятся и "фонящие" батареи — на самом деле, почти весь металлолом, который можно было спилить втихую и вывезти, уже давно вывезли. Остатки же — объект "Чернобыль-2", а также остатки техники — постепенно дезактивируют. И тоже отдают на переработку после предварительного прохождения контроля.
"Стена" Чернобыля-2. Фото: anton_petrus.livejournal.com
Тем не менее, есть в Зоне место, где растет странный лес, который уж точно не отвозят на мебельные фабрики. Это посадка сосен, которая расположена на месте "рыжего леса". Этот объект — небольшой участок леса, преимущественно засаженный соснами, первым принял на себя радиоактивный удар.
Фото "рыжего леса" из хроник
И сосны просто начали умирать. Лес "сгорел" от радиации — порыжел, теряя зеленый пигмент из хвои.
Эти сосны были выкорчеваны и похоронены в специальных траншеях. Новые деревья, выросшие на этом месте, показывают отклонения от развития — белую хвою, схожесть с кустарником из-за небольшой высоты, нетипичное расположение хвои. Но биологи отмечают: из семян этих сосен вырастают абсолютно нормальные деревья. Просто это — локальная попытка растений приспособиться к конкретным условиям.
В Зоне живут мутанты, их там тысячиЕсли посмотреть с эволюционной точки зрения — мы все мутанты. Правда в том, что большинство тех мутаций, которыми нас пугают — шестилапые, семиголовые, десятихвостые животные и так далее — делают организм уязвимым, и не позволяют ему выжить в диких условиях. Поэтому такие животные — даже если и появляются в Зоне — почти сразу погибают. Там хватает поголовья абсолютно здоровых лесных животных. И то, что в заповеднике они расплодились в огромных количествах — тоже миф. Исследователи и биологи подтверждают — присутствие человека там все еще значительно влияет на окружающую среду, хотя на границе с Беларусью действительно стало больше как разных видов, так и количества зверья в целом.
Люди не смогут там жить еще 1000 летИ да, и нет. Пятикилометровая зона возле станции будет очищаться еще минимум 24 тысячи лет — именно столько требуется для полураспада изотопа плутония-239. Поэтому Припять имеет все шансы стать памятником тому, как природа отвоевывает свое, ибо люди туда придут еще нескоро. Но вот на большей части 30-километровой зоны можно безопасно передвигаться и даже жить. Собственно, для жизни самоселов большой угрозы нет.
Тогда люди думали, что уезжают на пару дней. Оказалось — на тысячелетия.
Даже сейчас во многих населенных пунктах Зоны — да и в самой Припяти — радиационный фон ниже киевского, не говоря уже о центральной Украине. Дело в том, что регион вокруг ЧАЭС — леса, центральная же часть нашей страны расположена на геологическом образовании — Украинском кристаллическом щите, который сам по себе немного фонит, как и все, что находится в земле. В Зоне отчуждения же, благодаря тому, что радиация естественным путем снижается с каждым годом, а также в прямом смысле вымывается из окружающих объектов, показатели во многих местах ниже, чем даже в столице.
Но не стоит обольщаться и считать, что Зона — это шутки.
На этой ограниченной территории до сих пор есть очаги радиоактивного загрязнения, например, мох, который как губка собирает "фонящую" грязь, или места, где раньше располагалась техника, участвовавшая в ликвидации аварии. К одному из ковшей, которым сгребали разбросанный графит с крыши блока, даже подходить без защиты до сих пор опасно. Поэтому лучше при посещении Зоны довериться опытным проводникам, самому никуда не лезть и ничего не пробовать. Да, на выезде вас проверят, пропустив через специальные детекторы, и, если обнаружат что-то не то, отправят на "мойку", но лучше таких ситуаций не провоцировать.
В целом, посещение Зоны отчуждения не представляет особой опасности, если это делать в сопровождении грамотного, опытного проводника. За один день посещения этого места вы наберете дозу, эквивалентную часу полета на самолете, так что вполне можно не беспокоиться.
Несмотря на постепенное оздоровление территории вокруг Чернобыльской станции, все еще остается много рисков, с ней связанных. Куда девать зараженную технику, которая не подлежит дезактивации и простаивает на кладбищах машин и кораблей? Что делать с осадком на дне Киевского водохранилища, куда осела часть радионуклидов? Что делать с теми захоронениями деревьев, земли и домов, которые там уже есть? Как безопасно разобрать старый саркофаг и навсегда похоронить злополучный реактор, учитывая постоянный дефицит денег? На эти вопросы пока однозначных ответов нет, но ученые продолжают их искать.
А пока же Зона с каждым годом все больше открывает свои двери для желающих. Ее не нужно бояться, но и не стоит ею пренебрегать.