Сие изречение и многочисленные вариации на его тему приписывают русскому классику Михаилу Салтыкову-Щедрину, хотя есть версия о народном происхождении этой поговорки. Приведенное высказывание принято привязывать к России, но в Украине оно тоже крайне актуально. Чтобы прикрыть бесславный финал нынешнего коррупционного режима, обществу навязывается патриотическая истерия вокруг языка, углубляющая раскол в стране. Закон принят с грубыми нарушениями Регламента Верховной Рады, он противоречит Конституции и европейским нормативным актам, ратифицированным Украиной. Закон не проходил экспертизу в Комиссии Евросоюза «За демократию через право», более известной как Венецианская комиссия. Закон нарушает права миллионов граждан страны и вгоняет в убытки целые сегменты бизнеса.
И самое главное. Этот закон провоцирует раскол в стране, закладывает мину под правление новоизбранного президента, нагло и цинично противоречит тому выбору, который был сделан на президентских выборах, в ходе которых граждане в подавляющем большинстве проголосовали против политики нынешнего режима.
В этом смысле, это является настоящим подарком Москве. Глубоко символично, что закон, раскалывающий страну и общество, был принят именно в тот момент, когда Москва вводит против Украины новый пакет санкций, а Путин демонстративно начинает раздачу российских паспортов жителям неконтролируемых районов Донбасса. Наши оголтелые «патриоты», пожалуй, еще никогда так демонстративно не лили воду на мельницу кремлевского империализма, но при этом им хватает наглости обвинять всех и вся в «зраде».
Итак, под визг скоропостижно убывающего из-за сокращения финансирования поголовья порошенковских «дякунов» насквозь дискредитированная и обанкротившаяся Рада, которую давно пора отправить на свалку вместе с Порошенко, проголосовала во втором чтении и в общем за закон № 5670-д «Об обеспечении функционировании украинского языка как государственного».
Столь благостное и идеологически правильное название не должно вводить в заблуждение, поскольку этот закон направлен не на развитие украинского языка, а, прежде всего, на выдавливание русского языка отовсюду, откуда только можно.
Делается это под гласным и негласным руководством Порошенко, который, преследуя политиканские цели, нарушает Конституции страны и свои предвыборные обещания. Напомним, что в его предвыборной программе было записано: «Буду руководствоваться статьей 10 Конституции, которая определяет украинский язык как государственный, но особенно подчеркивает права русского языка и гарантирует свободное развитие всех языков. Считаю целесообразным в целях обеспечения единства украинской политической нации сохранить существующий статус-кво в языковом вопросе».
Принятие норматива 25 апреля сопровождалось, повторим, грубейшими нарушениями Регламента Рады и откровенным мошенничеством. Окончательный текст был роздан депутатам за 15 минут до голосования. Он содержал 55 правок, которые до того были депутатами отвергнуты по отдельности, но на сей раз за них проголосовали скопом одним голосованием.
Едва ли не важнейшим жульничеством и манипуляцией является придание русскому языку статуса «языка национального меньшинства», наряду, например, с венгерским, польским, крымско-татарским и другими. Наряду с государственным статусом украинского языка, следует говорить о некоем особом статусе русского языка, который не был и никогда не будет «языком меньшинства», поскольку в Украине около половины населения говорило, говорит и будет говорить по-русски.
Вам не нравятся Путин, Кремль, Москва и их агрессия в Украине? Совершенно правильное отношение. Но русский язык здесь совершенно не причем!
Украинский язык будет обязательным во всех образовательных учреждениях, и только в детских садах и младшей школе допускается создание отдельных групп и классов с языками нацменьшинств. Незначительные послабления делаются только для венгров и румын, поскольку языковые упражнения нынешней власти резко обострили отношения Украины с соседними Венгрией и Румынией, членами НАТО и ЕС, причем Венгрия методично блокирует отношения Украины с ЕС и НАТО.
Но послабления не касаются русскоязычных, которых, повторим, плюс-минус половина. Хотя прямого запрета на образование на русском языке нет, но русский язык не является «одним из языков ЕС», на которых образование разрешено.
Все культурно-массовые мероприятия будут проводиться, а фильмы сниматься только на украинском языке. Представления на других языках следует сопровождать субтитрами, хотя совершенно непонятно, как это делать в случае театрального представления, но депутаты такими подробностями «не заморачивались».
Книгопечатание и печатные СМИ должны минимум половину тиража обеспечивать на украинском языке. Это станет окончательным гвоздем в гроб печатных СМИ, преимущественно русскоязычных, которые и так уже вымирают, как динозавры. На перевод дается 30-60 месяцев. Ограничения не касаются СМИ на крымско-татарском языке, на английском и языках ЕС. Если непонятно, как это называется, то поясним, это есть дискриминация по языковому признаку в чистом виде.
Интернет-издания должны иметь украиноязычную страницу, которая загружается по умолчанию.
На радио и ТВ сохраняется ныне действующая норма о 75% содержания на украинском языке. Норма о 90% не прошла.
Вся сфера обслуживания и торговля, включая интернет-коммерцию, должны быть украинизированы в течение 18 месяцев.
Органы местного самоуправления и государственной власти, армия и прочее должны быть полностью украинизированы. Некоторые послабления сделаны для медицины.
В документе под несколько иной вывеской была протянута раскритикованная норма о «шпрехенфюрерах». Будет создана Нацкомиссия по стандартам украинского языка для определения уровня знаний языка теми, кто претендует на занятие определенных должностей. Также будет создан Уполномоченный по защите украинского языка, который будет следить за соблюдением языковой политики, а проще говоря, заниматься выдавливанием из обихода других языков, но прежде всего, русского.
Все эти бюрократические конторы будет содержать госбюджет, то есть налогоплательщики.
Любопытная деталь. Несмотря на весьма жесткие требования по обязательному употреблению украинского языка, в документе отсутствует норма о том, что народные депутаты обязательно должны его знать и говорить на нем в парламенте. Это аргументируется отсутствием такого требования в Конституции. В то же время, сочинители этого норматива проигнорировали конституционную норму о соблюдении прав русскоязычного населения.
Вводится система подтверждения знания украинского языка и сдачи соответствующих экзаменов. Не вдаваясь в излишние подробности, отметим, что бюрократизация этого вопроса открывает широкой поле для коррупции.
Одним из ярчайших проявлений «патриотического идиотизма» является норма об «обязательности сохранения оригинальных названий», включая названия географические. Иными словами, нам предписывают говорить и писать по-русски «Кыйив» вместо «Киева», «Украйына» вместо «Украина» и так далее. Как говорится, комментарии излишни, поскольку диагноз на лице!
За невыполнение норм новоиспеченного закона светят весьма неслабые санкции. Если соответствующие должностные лица не используют украинский язык, им грозит штраф в размере 200-400 необлагаемых минимумов, что сейчас составляет 3400-6800 гривен. Переход на другой язык во время заседания в органах власти и местного самоуправления — до 6800 гривен. Нарушение языковой политики в гуманитарной сфере — 200-300 необлагаемых минимумов (3400-5100 гривен). Отсутствие украиноязычного тиража у газеты — 6800-8500 гривен. За нарушение языковой политики в сфере обслуживания сначала объявляется предупреждение и дается 30 дней на устранение, повторное нарушение в течение года влечет штраф в размере 5100-6800 гривен, следующее нарушение в течение года — наказывается админштрафом в размере 8500-11900 гривен.
«Вишенкой на торте» является норма, согласно которой попытки ввести двуязычие или многоязычие, включая требование предоставить официальный статус любому другому языку во всей стране или в отдельном регионе приравнивается к свержению конституционного строя. Атас!
И вот с таким «бредом пьяного дебила» наши «патриоты» заявляют о «европейском выборе» Украины, когда Европа построена на многоязычии и многокультурности, и с подобным «законотворчеством» в ЕС просто не пускают!
Главный «цимес» состоит в том, что требование придать русскому языку, на котором, повторим, разговаривает около половины населения страны, статус не государственный а сколько-нибудь серьезный, чреват применением 109 статьи Уголовного кодекса о свержении конституционного строя, санкция которой предусматривает до 10 лет лишения свободы.
В Европе такое представить просто невозможно. Ведь кроме четырехязычной Швейцарии, в Европе есть целый ряд стран, в которых официальными являются два языка — Ирландия, Бельгия, Швеция, Финляндия... В Израиле вторым официальным языком является арабский, хотя арабы и израильтяне постоянно воюют. Для Ирландии английский является «языком оккупантов», но именно он остается основным, наряду с ирландским гэльским, то есть кельтским, языком, но Ирландия от этого не стала Британией, оставаясь именно Ирландией, а Ирландский национализм заткнет за пояс любого нашего «патриота». Не будем даже вспоминать об Индии, в которой, кроме хинди и английского, насчитывается еще 21 официальный язык.
Впрочем, для наших «патриотов», которые воровство и коррупцию прикрывают провокационной языковой истерией, раскалывающей страну, все эти примеры не являются аргументом.
Пока действие закона заблокировано подачей рядом депутатов проектов постановлений об отмене голосования по процедурным нарушениям, что затянет подписание законопроекта в парламенте примерно до середины мая.
Нарушение Регламента, а также явная антиконституционность норматива дает основания для подачи представления об отмене документа в Конституционный суд, но это займет месяцы, если не годы. И все это время будет действовать норматив, протянутый полностью обанкротившейся, криминальной и коррумпированной «элитой» в своих шкурных целях. Ибо ворье и уроды суть!