Если на территории современной Украины ее 100-летие и 200-летие отмечали как праздник, то сегодняшнее 27 июня отмечают просто как юбилейную дату. Дело в том, что власти Полтавы в лице горсовета и мэра Андрея Матковского и облвласти в лице губернатора Валерия Асадчева решили, что раз у этого события в Украине нет однозначной трактовки, то слово «празднование» употреблять не стоит, пишет «Сегодня».
«Оргкомитет по празднованию был создан еще в 2007-м. Были разработаны две концепции празднования. Программа-минимум и программа-максимум. Последняя не получилась. Нет господдержки, — рассказывает мэр Полтавы Андрей Матковский. — Если на 200-летие Гоголя государство выделило 20 млн гривен, то на 300-летие сражения — всего 9 млн гривен. Из них чуть больше миллиона выделялось на музей-заповедник «Поле Полтавской битвы», остальные должны были пойти на памятники Мазепе и Карлу XII». Из-за того что депутаты горсовета отказались от установки памятников шведскому королю и гетману, обладминистрация в лице Асадчева деньги возвратила в бюджет. В итоге пришлось искать деньги спонсоров. Россия дала на реконструкцию памятника русским воинам, например.
Праздничные мероприятия будут состоять из литургии представителей всех христианских конфессий. «Мы также планируем организовать соревнование полтавских кухарей, кто из них лучше приготовит полтавскую галушку. Вареник — это еда, а вот казаки иногда использовали высушенную галушку как патроны. Ею они стреляли по врагу», — рассказал мэр.
Памятника же Мазепе к 300-летию битвы, как того хотели Виктор Ющенко и облгосадминистрация, не будет. Горсовет против. «Его открытие на Соборной площади перенесли на 24 августа, День независимости Украины. Его уже отлили в Киеве. На памятник общество «Просвита» собрала 1,5 млн гривен. Помогал в денежных сборах и Олег Скрипка, дав благотворительный концерт», — сказал губернатор. Правда, мэр уверен, что никакого Мазепы не будет. «У нас героями ни Карла, ни Мазепу не считают», — пояснил градоначальник Полтавы.
На место битвы вы из центра Полтавы можете добраться на машине за 10—15 минут. Поле сражения — это 34 га земли. Тут сегодня и железнодорожная магистраль Харьков—Киев, и бывший совхоз, и психбольница (кстати, на ее месте стояли казаки гетмана Скоропадского, сторонника Петра), и огороды полтавчан. В самом центре поля, где проходила битва, еще до недавних пор стояла воинская часть, на территории которой были зарыты огромные емкости с горючим для военных самолетов. Правда, к 300-летию годовщины Полтавской битвы военную базу убрали. Теперь тут строится мемориал.
Район Поля Полтавской битвы сегодня больше напоминает строительные площадки БАМа — вокруг снует строительная техника, которая призвана как-то подготовить территорию к празднованию юбилея. Здесь от десяти оборонительных редутов почти ничего не осталось. Там, где должен быть крайний левый редут, посреди огородов местных жителей находится небольшая рощица, где полузаваленный деревьями стоит обелиск в память редута. Есть лишь единственный пока восстановленный редут, но почему-то без стрелковых и артиллерийских бойниц.
Даже знак возле «Криницы Петра I», что находится на другом берегу Ворсклы, в лесу под Лесными Полянами, — осквернен. Когда-то здесь был туристический объект, где приезжие пробовали родниковую воду и слушали о легенду о том, как в 1709 году солдаты выкопали родник и первый ковш преподнесли царю. К празднику российская община Полтавщины стерла с камня граффити и установила табличку.
На поле битвы есть забытые объекты. На месте каждого редута, возведенного Петром, при Сталине поставили трехметровую стелу. На том месте, где сейчас строится мемориал, их 3 штуки. Помог нам найти их в зарослях глава русской общины Полтавы Виктор Шестаков. Он привел нас к месту, где стела еще 2 недели назад поросла кустарником и деревьями, как в свое время города инков. «Мы с ребятами сюда пришли полмесяца назад. «Прорубили окно», а потом привели в порядок эту стелу. Всю систему редутов восстановил Сталин. Раньше памятники стояли с двуглавыми орлами».
Повел нас Шестаков и к месту, где в те времена была ставка Петра. На ее месте при СССР был установлен памятный камень. Сейчас он расписан граффити. «А вот, смотрите, на месте туристического маршрута, по которому раньше водили туристов, сейчас выгружают мусор». На поле много огородов. С одной из огородниц Еленой Юрьевной мы переговорили. Ни снарядов, ни скелетов, ни пуль, ни ружей не находила. Выращиваем картошку, клубнику, смородину. Полтавская битва — наша история. На чьей стороне была бы? На стороне Петра, потому что он наш!» Елена Юрьевна 27 июня выпьет за победу русского оружия.