
«Угроза независимости Украины сегодня, на 18-ую годовщину, больше, чем например, на 8-ую», - сказал глава программ России и Евразии в Королевском институте международных отношений Великобритании Джеймс Шерр.
«10 лет тому Украина абсолютно оправданно чувствовала себя безопаснее – после заключения договоров с Россией о Черноморском флоте, после государственного визита Бориса Ельцина 1997 года, после подтверждения суверенитета и территориальной целостности Украины», - считает он.
А за прошлые полтора года, по словам эксперта, «мы видим – по крайней мере, на уровне риторики – поворот практически на всех этих фронтах, когда речь о политике России».
«В апреле 2008 – тогдашний Президент (РФ) Путин поставил под вопрос украинскую государственность. Чуть более месяца назад, уже в качестве Премьера, он выступал у памятника Деникину и говорил об Украине как о «Малороссии», обозвав тех, кто стремится отделить Россию от Малороссии, преступниками. А уже теперь имеем «обращение» президента Медведева к президенту Ющенко, написанное языком, который будто заимствован просто из романа Джорджа Оруэлла», - напомнил Шерр.
«Потому украинцы не могут праздновать эту годовщину независимости с большим ощущением уверенности в завтрашнем дне», - считает британский эксперт.
При этом он видит угрозы независимости Украины как извне, так и изнутри.
«Украина всегда имела слабые места, внутренние деления... Тот факт, что мы сейчас так много говорим о делениях внутри Украины и так мало говорим о разнообразии позиций в Украине – отражение как слабости украинского государства, так и вражеских намерений его большого соседа, который так и не смирился с тем, что независимость может означать именно это – независимость!», - отметил Шерр.
«Когда читаешь обращение Президента Медведева, то можно увидеть, что он четко утверждает, будто независимость Украины означает особую обязанность Украины действовать в унисон с Россией. Это не независимость – это что-то совсем иное», - подчеркнул эксперт.
По словам Шерра, и заявление представителя следственного комитета при прокуратуре РФ о том, что украинские военные и члены УНА-УНСО воевали на стороне Грузии во время конфликта в Южной Осетии – «возмутительно: для этого нет и не будет никаких доказательств».
«Думаю, надо выйти за пределы стандартных толкований той риторики, которую мы слышим из Москвы, и задуматься, не идет ли здесь речь о большем, чем простые попытки повлиять на выборы в Украине. Ибо складывается впечатление, что по неизвестной причине руководство российского государства ищет повод для того, чтоб применить против Украины резкие, а может даже крайние действия. И было бы очень предусмотрительно спросить, зачем это делается, и готовиться к любому повороту событий», - считает британский эксперт.
24 августа следственный комитет при прокуратуре РФ заявил, что в рамках расследования уголовного дела получена информация о том, что на стороне грузинских вооруженных формирований в вооруженной агрессии в отношении Южной Осетии принимали участие военнослужащие регулярных воинских подразделений Министерства обороны Украины, а также не менее 200 членов украинской националистической организации УНА-УНСО. Кроме того, в ходе операции по принуждению Грузии к миру были захвачены ракетно-зенитные комплексы «БУК-М» и «ОСА-АКА», имеющие украинскую маркировку. Согласно полученным в ходе следствия документам, указанные ракетно-зенитные комплексы проходили регламентное техническое обслуживание на украинских оборонных заводах в мае 2008 г., то есть за два месяца до начала боевых действий в Южной Осетии.
Для выяснения всех обстоятельств участия представителей украинской националистической организации УНА-УНСО и представителей Вооруженных сил Украины на стороне грузинских вооруженных формирований Следственный комитет при прокуратуре РФ направил соответствующий запрос о правовой помощи в компетентные органы Украины, ответ на который до настоящего времени не получен.
Минобороны Украины отрицает участие украинских военных в вооруженном конфликте.