Начиная с апреля 2009 года журналисты заговорили о новых победах, экономисты – о росте производства, а инвесторы начали с радостным предвкушением подсчитывать прирост стоимости капитала. Но многие семьи счастливая новость почему-то обошла стороной. Исчезли миллионы рабочих мест, выросли дефолты по жилищным кредитам, а реорганизация предприятий создала на производстве очень некомфортные условия. Может быть, хотя бы благодаря начавшемуся в конце 2009 года оздоровлению экономики жизнь все-таки станет легче?
Скорее всего, нет. Подъем в 2009 году происходил преимущественно за счет двух источников: за счет вновь запущенных производств, работавших на пополнение запасов на полупустых полках, и за счет масштабных бюджетных программ соцобеспечения, сокращенных налогов и низких ставок центробанков.
Но чего ждать в 2010 году, когда склады снова заполнятся товаром? Производство может вновь заглохнуть, если не поднимется спрос на холодильники, машины и товары народного потребления. Последнее едва ли произойдет, если только побитый кризисом и едва рассчитавшийся с долгами потребитель не решится снова сыграть с судьбой в игру на благосостояние. Правительства тоже не в состоянии вечно финансировать восстановление экономики. Многие центробанки уже уменьшили процентные ставки до минимума и наводнили финансовую систему наличными. Государственное финансирование социальных программ еще можно продержать на том же уровне, но его увеличение многим странам будет уже не по карману. На выздоровление экономики потребуется больше времени, чем ожидалось.
Хвост дракона
Как обычно, в развивающемся мире дела идут несколько живее, но там свои нюансы. Все внимание приковано, конечно, к Китаю. Сокращение американской и европейской экономики несколько сбило объем китайского экспорта, но правительство разработало величайший из всех пакетов экономического стимулирования. Благодаря ему, а также кредитному буму (когда китайским банкирам говорят выдать кредит, они выдают) экономика выросла на 8%. Не так быстро, как раньше, но все равно впечатляет. Китай, если потребуется, может обеспечить себе такие темпы и в 2010 году. Но этот стимулируемый государством потребительский бум особого доверия не внушает. Экономика Китая все равно неустойчива – слишком большой объем сбережений и слишком маленькое потребление.
Пока же успех Китая помогает множеству других экономик. Их инфраструктурные проекты при поддержке государства увеличивают спрос на экспорт других азиатских стран, а вместе с ними хвост дракона вытягивает и товаропроизводителей от Австралии до Бразилии и даже Украины. Индия тоже наберет темпы, если урожаи в следующем году будут еще лучше. Настоящую озабоченность вызывает обремененная многочисленными долгами Восточная Европа, у которой осталось не так много платежеспособных потребителей в Западной Европе.
В 2010 году наступит определенность в двух сферах. Во-первых, богатые страны смогут похоронить надежду на V-образное развитие экономики. Потому что пары месяцев недостаточно для того, чтобы исправить злоупотребления предыдущих семи лет. Во-вторых, заводы в развивающемся мире будут работать на полную мощность, пока будут поступать госзаказы, а для этого чиновникам придется восстанавливать в своих экономиках равновесие, необходимое для долгосрочного роста. Для Китая это будет означать необходимость реформ, которые смогут снова убедить потребителя начать тратить с таким трудом заработанные деньги.
В это же время Запад будет успокаивать себя тем, что ситуация не ухудшилась. Правительства, как бы им ни хотелось закачивать наличные в свои хрупкие экономики, в условиях раздутого национального долга вряд ли захотят широко пользоваться таким способом.
Таким образом, год сумасшедших антикризисных мер сменится годом спокойного формирования политики. Если повезет, это позволит правительствам заняться следующей важной задачей – составлением реалистичных планов управления раздутым дефицитом бюджета.