И воспоминания о коллапсе инвестиционного банка Lehman Brothers становятся все живее".
Во время нахождения Дональда Рамсфельда на посту министра обороны США его фамилия, как пишет автор, не раз попадала в газетные заголовки, но известным он стал благодаря своей формулировке the unknown unknowns - "неопределенные неопределенности", которой он описывал чувство неуверенности во время американских операций в Ираке.
Точно так же, по словам автора, чувствуют себя сегодня инвесторы: "в центре внимания находятся Греция и другие европейские периферийные страны, а также возможные последствия государственного банкротства". Какое влияние это окажет на европейскую и мировую банковскую систему? Где ждать рисков? И, как и в случае с Lehman Brothers, инвесторы просто не знают, что представляют собой все эти неопределенности.
В случае с Грецией, как пишет автор, анализ рынков начинается с анализа ситуации в целом: общая задолженность страны составляет 380 млрд евро, и большая часть долгов принадлежит другим европейским странам, конкретнее - Германии и Франции. С учетом того факта, что облигации уже упали в цене, формальное банкротство не должно оказать большого влияния на банковскую систему. Однако, по мнению автора, настоящую проблему для инвесторов представляет возможное распространение коллапса на остальную финансовую систему. Так, в случае с Lehman Brothers банкротство американского инвестиционного банка негативно отразилось и на страховой компании AIG. "А если из игры выпадает такой крупный игрок, как AIG, его кредиторы тоже будут испытывать трудности. Подобные цепные реакции, - пишет автор, - как правило, ведут к застою кредитного рынка, потому что доверия не вызывает ни один игрок. А без краткосрочного финансирования некоторые финансовые институты действительно вынуждены объявлять себя банкротами.
В случае с Грецией, как считает автор, "неопределенные неопределенности" парализуют рынок. Инвесторы уходят от акций и сырьевых ресурсов и предпочитают более тихие гавани. И сложно сказать, как, в конце концов, повлияет на рынки греческий кризис. Однако, по мнению автора, ясно одно: ожидание и неуверенность в политических и финансовых решениях приносит еще больше проблем - "длительным промедлением в принятии твердых решений политики создают дополнительные неопределенности, только сгущая, таким образом, туман".