Время 16:58  Дата 30.09.2011

Шесть гривен за школьника


Почему в столичных школах выделяются крохотные суммы на питание детей?


На днях довелось услышать от подруги весьма неприятный рассказ о том, что здоровье детей, проводящих полдня в школе, оказывает, зависит от достаточно темных схем, по которым осуществляется детское питание. Осуществляется оно, как выяснилось, практически на честном слове – точнее, не очень честном, о чем ниже.

Моя подруга (назовем ее Наташей, чтобы избежать проблем) – мать-одиночка, воспитывающая восьмилетнего сына. Поскольку живет Наташа с пожилыми родителями и ребенком в небольшой квартире в центре Киева, то и ходит ее Андрей (имя тоже измененное) в одну из центральных школ со специализированным изучением иностранных языков, куда обычно устраивают своих чад люди обеспеченные. И для обеспеченных людей не представляет особой проблемы то, что руководство школы фактически узаконило ежемесячные пожертвования на различные нужды – от ремонта, до дополнительного заработка учителей и питания школьников. Ведь речь чаще всего идет о нескольких сотнях гривен, которые для хорошо зарабатывающих полноценных семей большой суммой не являются. Дешевле и проще их заплатить - зная, что впоследствии завучи и директор не будут устраивать тебе скандалы, а ребенок твой не останется голоден и сидеть будет в теплом классе, а не в неотапливаемой комнате с прохудившимся потолком.

У Наташи, к сожалению, семейная финансовая ситуация тяжелая, и потому платить взносы в школьные фонды (во всяком случае, регулярно) она не в состоянии. И выходит так, что питаться в школе ее сын может только теми продуктами, которые оплачены бюджетом, а не родительскими взносами. Если учесть, что из бюджета на питание одного школьника выделяется всего лишь шесть гривен, можно представить себе эти скудные завтраки, запиваемые бледно-желтым «чаем», на 90 процентов состоящим из кипятка.

Хуже всего, что в результате такого «питания по имущественному признаку» в столовой Андрей оказывается, по сути, огражден от остальных детишек, которых кормят нормальной едой. Нужно ли говорить, насколько пагубно это сказывается на ранимой детской психике и дальнейшей социализации ребенка? Домой Андрей возвращается часто расстроенным, становится все более замкнутым – немудрено, если ребенка с самого детства приучать к тому, что его положение в коллективе зависит только от денег, да еще и денег его родителей.

Думаю, что проблема питания школьников знакома не только Наташе, а многим другим родителям. Даже если оставить в стороне психологические аспекты, что делать с чистой физиологией? Как выкручиваться из полуголодного состояния ребенка? Бутербродами? Сухими завтраками из дома? Каждый родитель знает, что подвижность младшеклассников очень часто мешает им воспользоваться бутербродом по назначению, а не сыграть им в футбол на переменке. Да и расписания приема пищи школьники не слишком-то придерживаются – за питанием в любом случае должны следить классные руководители. Делать это, конечно, правильнее отводя детей в столовую, а не уговаривая съесть сверток из дома.

Я могу понять и руководство школ, которое фактически вынуждено собирать поборы с родителей, чтобы дети, находящиеся под ответственностью учителей, не оказывались в голодном обмороке. Но почему же вопрос этих злополучных шести гривен на ребенка не обсуждается с руководством районов, города, в конце концов? Наверное, школам выгодна такая самостоятельная хозяйственно-финансовая деятельность, которую можно объяснять благородными целями, вроде кормления детей. Ведь, учитывая, что на шесть гривен много не купишь, можно позволить себе не закупать вообще практически ничего (или ничего качественного!). Получая бюджетные деньги, но тратя на еду родительские взносы. В общем, как и везде у нас, увы, есть маневр для злоупотреблений, который заложен в финансирование школьных столовых.

А готовя этот очерк, я выяснила странную вещь. Оказывается, в Киеве на питание школьников выделяют средства, меньшие, чем во многих других областях. По какой причине это происходит –совершенно непонятно, учитывая уровень цен на продукты в столице. Официальная позиция такова – на питание школьников выделяются большие суммы в тех областях, которые считаются пострадавшими от атомной катастрофы в Чернобыле. Разница с киевским финансированием порой достигает 2-2,5 раз. Пояснить, почему Киев, в таком случае, не считается пострадавшим, да и почему в самом богатом городе страны нельзя выделить пристойные деньги на питание детей пока не получилось ни у кого. Ждем, когда голодные дети из малоимущих семей и правда начнут падать с голоду?



Адрес новости: http://siteua.org/n/298878