
В декабре в донецком аэропорту вместо одноэтажного здания советских времен, которое президент России назвал ларьком, откроется аэровокзал. Площадь - 50 000 кв. м. Директор генерального подрядчика - компании Альтком Александр Тисленко считает, что это не слишком много для регионального аэропорта.
"Украина не использует транзитный потенциал. Если аэропорт станет хабом, он превратится в фабрику по производству денег", - мечтает Тисленко. Почти одновременно перережут ленточку во львовском аэропорту. Через полгода их заполонят люди, одетые в цвета своих национальных сборных. Но как обеспечить загрузку новых аэровокзалов после Евро-2012?
Хороший пример создания транзитного узла - воздушные ворота небольшого польского города Катовице. В 2004 году реконструированный аэровокзал облюбовал венгерский дискаунтер Wizz Air. За семь лет пассажиропоток возрос на порядок: с 258 000 человек в 2003 году до 2,236 млн по итогам десяти месяцев 2011‑го. Более 50% - это пассажиры Wizz Air.
Аэропорт Борисполь в ноябре 2011 года принял семимиллионного пассажира. Трафик в аэропортах Львова, Донецка и Харькова куда скромнее. В прошлом году только одним из них, донецким, воспользовалось более полумиллиона пассажиров. При этом ни в одном из трех городов нет якорного перевозчика с достаточным количеством рейсов.
Привести авиакомпании в Донецк и Львов обещает вице‑премьер Forbes пишет, что есть еще одна модель загрузки аэропортов: привлечь множество перевозчиков, эксплуатирующих отдельные маршруты. Ближайший пример - московский аэропорт Домодедово.
"Но с хабом он не имеет ничего общего. Стыковки - это проблема пассажира", - говорит помощник гендиректора компании Аэросвит (крупнейший авиаперевозчик страны - 2,1 млн пассажиров за девять месяцев 2011 года) Сергей Куцый.