
Известно одно — в нынешнем виде ГТС не останется. Этого не позволяют требования Энергетического сообщества, в частности Второй и Третий энергопакеты.
Раз — пакет, два — пакет
Энергетические пакеты по сути являются набором директив Европейского Союза в сфере поставок газа и электроэнергии и связанных с ним нормативных актов. Первый из пакетов датируется еще девяностыми годами прошлого столетия. В 1996 году была принята директива по электроэнергии, в 1998 году — директива по газовой сфере. Их целью было открытие рынков для конкуренции. По мнению европейских властей, это было необходимо, чтобы повысить эффективность энергетического сектора и конкурентоспособность экономики ЕС в целом.
Уже через несколько лет этого показалось мало. В 2003 году пришел черед второго пакета директив, отменяющего первый. Одна из главных его особенностей — разделение вертикально-интегрированных компаний. Это значит, что, например, деятельность газовых компаний по транспортировке топлива должна была быть формально отделена от добычи и поставки. Разделение касалось, в том числе, бухгалтерской отчетности, но не прав собственности.
Третий энергетический пакет, являющийся дальнейшим развитием второго, был предложен Еврокомиссией в 2007 году после жалоб небольших трейдеров, заявлявших, что крупные концерны не предоставляют им доступ к распределительным сетям. Работа над пакетом была активизирована после "газовой войны" между Россией и Украиной в начале 2009 года, оставившей Европу без газа на несколько недель. В сентябре 2009 года он был принят.
Главной особенностью нового пакета стал фактический запрет компаниям одновременно и продавать, и транспортировать газ и электроэнергию. Чтобы решить эту проблему, компаниям было предложено продать транспортные сети или отдать их управление в руки независимого оператора. Официально заявленная цель осталась прежней — повышение конкуренции, выход на рынок новых игроков и снижение цен на энергоносители.
Россия против
Новые требования к энергокомпаниям касались не только европейских фирм, но и компаний из третьих стран, которые работают с Европейским Союзом. Их предупредили, что в ином случае они могут потерять доступ на европейский рынок. В России посчитали, что третий энергопакет направлен против "Газпрома" как главного поставщика газа в ЕС, занимающегося и добычей топлива, и его транспортировкой, и продажей. Как следствие, Россия резко воспротивилась принятию нового энергопакета.
Кроме требования о разделении бизнеса, в нем также содержатся обязательства предоставлять третьим сторонам доступ к газотранспортным мощностям, что серьезно препятствует планам России относительно газопроводов в обход Украины. Например, "Газпром" может использовать "Северный поток" лишь на половину его мощности. Руководствуясь нормами третьего энергопакета, Еврокомиссия обязала операторов газопроводов NEL и OPAL, соединяющих "Северный поток" с газовой инфраструктурой ЕС, резервировать до 50% их мощности под доступ других поставщиков газа. И не волнует, что кроме "Газпрома", газ в них никто закачать пока не может.
При этом Владимир Путин и топ-менеджеры "Газпрома" уверены, что если отделить трубопроводы от "Газпрома", трубопроводы умрут из-за отсутствия достаточного финансирования.