Так, Госсовет КНР даже на нынешний год, считающийся самым "кризисным", запланировал рост ВВП на 8 %. По сравнению с 2008-м это, конечно, снижение. Но в сравнении с окружающим миром – фантастика.
Как заявил начальник центра по проблемам развития при Госсовете КНР Чжан Юйтай, выступая на недавнем совещании в Гуанчжоу, для его страны преодоление кризиса не потребует много времени.
Ранее на форуме в Давосе китайский премьер Вэнь Цзябао подчеркнул, что "самое лучшее, чем мы можем помочь всему миру – это как следует позаботиться о собственных делах".
Китайский антикризисный рецепт
У Китая есть все предпосылки, чтобы одним из первых выйти из затяжного финансового кризиса, а именно:
1. 30 % золотовалютных резервов всего мира, а это около 1,9 трлн. долларов, на фоне низкого внешнего долга (0,363 трлн. долларов) 2. еще более масштабные корпоративные и частные накопления на банковских счетах 3. адекватная нынешним потрясениям власть, способная жестко мобилизовать общество и модернизировать национальные ориентиры 4. работники и предприниматели, готовые к самоограничениям и адаптации к изменившимся реалиям 5. традиционно низкая цена рабочей силы и упавшие цены на импортируемые энергоресурсы 6. постепенная компенсация нынешних экспортных потерь за счет нарастающего внутреннего спроса, а также переориентации зарубежных потребителей на более дешевые товарные сегменты 7. развитость реального сектора экономики, придающая устойчивость ВВП. Так, 48,6 % китайского ВВП приходится на промышленность, 11,3 % – на сельское хозяйство. В США, родоначальнике кризиса, – всего лишь 19,8 % и 1,2 % соответственно
Антикризисные меры азиатского соседа также здорово отличаются от американских, а равно европейских и российских. Щедрая господдержка обращена не на фондовые рынки, банки и финансовые компании, а на строительство жилья, дорожной инфраструктуры, существенные налоговые и кредитные послабления для населения и бизнеса, в том числе малого и среднего. С целью поощрения внутренних инвестиций в разы снижена ставка рефинансирования.
Конечно, замедление роста китайской экономики, столь интегрированной в мировую, пока продолжается. Наиболее сложен – нынешний "перестроечный" 1-й квартал, итоги которого и позволят с большей долей вероятности прогнозировать темпы выхода страны из кризиса.
Если рост китайского ВВП в 1-м квартале будет не ниже ожидаемых 6,5 %, а во втором превысит 7,5 %, Китай простится с кризисом уже до конца текущего года. Если эти цифры окажутся ниже, проводы перенесутся на будущий год.
Отсутствие структурных проблем в экономике, по мнению аналитика Артура Кребера из пекинского консалтингового агентства Dragonomics, делает очень маловероятной "жесткую посадку" страны. По его мнению, даже если это произойдет, максимально плохой сценарий будет выглядеть так: один год очень медленного роста и средние за пятилетку темпы роста в пределах 6,25-6,5% в год.
Эксперты, настроенные более пессимистично, склонны акцентировать внимание на зависимости Китая от экспорта, прежде всего, в США. И это, конечно, так. Но не стоит недооценивать и прямо противоположные тенденции, ведь кризис способствует их акселерации. Это главным образом перенос акцентов на внутреннее потребление, развитие "экономики знаний" и импортозамещение, что вкупе даст заметное снижение зависимости от внешних рынков.
В перенастройке экономики на внутренний рынок исключительно велика роль принятого правительством в ноябре прошлого года пакета мер по стимулированию инвестиций. Совокупно он оценивается в 4 трлн. юаней ($ 586 млрд., 15 % от ВВП), которые будут потрачены до конца 2010 года.
Их распределят между 10-ю программами, среди которых основными станут программы строительства дорог, недорогого жилья, развития сельского хозяйства, внедрения современных технологий.
Например, общая длина железных дорог КНР с нынешних 78 тыс. вырастет до 120 тыс. километров. Кстати, зарубежные эксперты не ожидали, что стимулирующий пакет окажется столь масштабным. Теперь его расценивают как поворотный момент не только в контексте антикризисных мер, но и с точки зрения развития Китая в XXI веке в целом.
Кроме финансирования из центрального бюджета гигантскими инвестиционными источниками являются местные бюджеты (порядка 15 трлн. юаней) и банковские вклады – еще 44 трлн. юаней.
Хай-тек из Поднебесной
По данным агентства "Синьхуа", экспорт высокотехнологичной продукции в предкризисном 2007 году составил в Китае $347,8 млрд., а его доля в общей громаде китайского экспорта достигла 30%. Перспективная программа создания "экономики знаний" ставит целью за 15 ближайшие лет сократить зависимость Китая от иностранных технологий с 80% до 30%.
Взятый еще до кризиса курс на ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей (доля Китая в общемировых расходах на НИОКР достигла 15%), сможет в сжатые сроки обеспечить китайцам не только существенное импортозамещение, но и новые экспортные позиции.
У китайцев есть еще один путь к инновациям в самых разных сферах. Они могут легко переводить часть своих долларовых резервов и вкладов в подешевевшие ныне западные активы. О размерах возможных приобретений можно судить по совсем свежему примеру.
В феврале 2009 года в Австралии объявлено о сделке, по которой китайский государственный алюминиевый гигант Chinalco инвестирует $19,5 млрд. в британско-австралийскую горнорудную группу Rio Tinto, доведя свою долю до 18%. Это станет рекордным зарубежным капиталовложением, сделанным когда-либо компанией из КНР.
Впрочем, даже при оптимистическом варианте развития китайская экономика все же не настолько велика (около 10 % мирового валового продукта), чтобы в одиночку вытащить за собой весь мир. А вот придать импульс соседям с высоким уровнем двустороннего взаимодействия КНР может.