Француз Бернар Арно неглупый человек. Еще в конце 1980-х он понял, что бренд стоит дорого. А бренд, которой эксплуатирует стремление к роскошной жизни, стоит еще больше. Понимание этой стороны природы индивидуума и сделало Арно самым богатым человеком Европы с состоянием $ 41 млрд.
Свой путь к мировому лидерству в области производства и продажи предметов роскоши Арно начал в 1984 году с приобретения дома моды Christian Dior. В 1999 он стал скупать акции компании Louis Vuitton Moet Hennessy (LVMH), которая по сей день является основой его империи. В расширении своих владений предприниматель использовал агрессивные приемы американского бизнеса - четыре года жизни в США все-таки прошли для Арно не зря. Сегодня его активы включают Givenchy, Christian Lacroix, Kenzo, Guerlain и другие бренды. Список его высоко прибыльных алкогольных брендов охватывает коньяк Hennessy, шампанское Moet & Chandon, Veuve Clicquot, Krug и Dom Perignon. Согласно Forbes, рентабельность шампанского дома Dom Perignon и одежды, а также аксессуаров марки Louis Vuitton составляет 50 % и 40 % - цифры, которым позавидовали бы многие миллиардеры в России и Украине. Более того, продажа предметов роскоши оказалась наименее подвержена удару кризиса. Иными словами, Арно сделал роскошный выбор бизнес-направления.
Самые богатые люди Европы, в отличие от их украинских и российских коллег, преимущественно занимаются чем-то одним, а не строят так называемые диверсифицированные холдингиВторой человек в списке европейских богачей, испанец Амансио Ортега, совершил наибольший на континенте прыжок в стоимости состояния - с $ 31 млрд до $ 37,5 млрд за год - возможно, не в последнюю очередь благодаря очередям в его киевских магазинах Zara, Pull & Bear, Massimo Dutti и других. Теперь он дышит в спину Арно, чей показатель за этот же период не изменился.
В тройке самых состоятельных европейцев в этом году произошло одно изменение - немца Карла Альбрехта с третьего места вытеснил швед Стефан Перссон с состоянием $ 26 млрд. Владельцу сети магазинов H&M удалось за год добавить $ 1,5 млрд даже несмотря на отсутствие магазинов его сети в Украине.
Вообще стоимость активов миллиардеров Западной Европы подвержена незначительным колебаниям, в отличие от их украинских коллег. У большинства европейцев состояние за прошлый год несколько выросло - процентов на пять-десять - в то время как активы самого богатого украинца за год утратили треть своей стоимости. Поэтому последнее можно назвать скорее коррекцией после периода переоценки, нежели падением.
Западные миллионеры значительно старше своих украинских коллег. В списке европейских чемпионов по уровню состояния фигурируют всего три человека, которым не исполнилось и 50 лет. В Украине таких людей большинство. Многие европейцы строили свои бизнес-империи десятилетиями, в то время как соотечественники богатели стремительно, зачастую благодаря приватизации государственной собственности. Ринат Ахметов также остается самым молодым из самых богатых людей европейских стран. Ему всего 46 лет.
И последнее: самые богатые люди Европы, в отличие от их украинских и российских коллег, преимущественно занимаются чем-то одним, а не строят так называемые диверсифицированные холдинги. Связано это, по всей видимости, со значительно более высоким уровнем конкуренции в западных странах, где для успеха в каком-то деле необходима четкая специализация и концентрация навыков и ресурсов. Крупнейшие состояния в Западной Европе делают на торговле одеждой и продуктами питания, на недвижимости и машиностроении. Почти в каждом случае это брендированный продукт, ориентированный на конечного потребителя. В этом смысле европейцы отличаются от украинцев и россиян, которые зачастую торгуют продуктами переработки природных ресурсов без какой-либо марки.