Параллельно возникает другой вопрос: а нужна ли она им сейчас?
На вчера было запланировано первое заседание межведомственной комиссии по конверсии частот, сформированной Минэкономики (в нее входят также представители Минпромполитики, Министерства финансов, Минтранссвязи и других ведомств). Ее цель — пересчитать расходы на радиочастотную конверсию, которые, по предварительным подсчетам Минобороны, составляют 2,5 млрд. грн. Вчера член НКРС Владимир Олийнык сообщил, что на заседание отправились представители от регулятора. Однако уже вечером стало известно, что заседание комиссии в очередной раз перенеслось. В этот раз на пятницу. Глава НКРС Сергей Колобов считает, что результаты работы межведомственной комиссии должны поставить в вопросе условий проведения конверсии, выдвинутых военными, «если не точку, то, по крайней мере, точно точку с запятой». Только после ее вердикта можно снова начать говорить о 3G тендерах.
Судя по тому, как пытается начать работать межведомственная комиссия, можно сказать, что определение стоимости конверсии случится еще очень нескоро. Ведь этот временный орган был создан почти месяц назад и, по прогнозам, к началу марта уже должен был предоставить результаты работы. Но заседания по тем или иным причинам в течение месяца не проходили.
После небольших новостных всплесков в начале февраля в сфере связи третьего поколения опять наступило затишье. Напомним, что тогда НКРС объявила о результатах изучения спроса на частоты под 3G. И заявки о заинтересованности участвовать в конкурсах подали шесть компаний: «Киевстар», «МТС-Украина», «Астелит» (ТМ life:)), «Украинские Радиосистемы» (ТМ Beeline), «Голден Телеком» и ITC (TM CDMA Ukraine). Эти операторы действительно говорят или говорили о том, что готовы вкладывать деньги как в получение лицензий, так и в запуск сети, пусть даже в кризис. «В течение полугода с момента получения лицензии мы готовы поднять сеть в крупнейших городах. У нас все готово»,— сказал недавно руководитель департамента по управлению и развитию продуктов «Киевстара» Виталий Ворожбит. Но несмотря на позитивные открытые декларации, между строк в заявлениях спикеров-операторов все чаще можно прочесть некую неопределенность. На прямой вопрос, будет ли украинский Beeline участвовать в конкурсе на 3G, гендиректор «ВымпелКома» Александр Изосимов не дал прямого ответа. «Это зависит от многих факторов»,— сказал недавно он «i», при этом дав понять, что дальнейшие объемы инвестирования в украинскую дочку зависят от разных экономических составляющих. В «Астелите» со ссылкой на своего мажоритарного акционера Turkcell говорят, что объемы капитальных инвестиций будут устанавливаться и пересматриваться по мере развития и изменения рыночных условий.
Некоторые участники рынка все чаще начали называть еще не выданные лицензии на 3G «данью моде». Вряд ли такая лицензия сейчас жизненно необходима, скажем, МТС, которая и так уже развивает 3G, только по другой технологии — CDMA — и в ближайшее время должна будет вложить в модернизацию этой сети приличную сумму денег. Становится очевидно, что чем дальше государство будет тянуть с выдачей лицензий, а рынок все больше станет вовлечен в преодоление кризисных процессов, тем слабее будет становиться реальный спрос на 3G и тем меньше денег смогут операторы заплатить за лицензии и конверсию.