Сто семь миллионов гривен в год!
Такие данные опубликовали общественные организации. При этом - заветную корочку консультанта зачастую получают водители, любовницы, родственники нардепов. Вот и вспыхивают то и дело скандалы - когда доверенные лица народных избранников козыряют удостоверениями, например, перед гаишниками, и кричат им: "Да ты знаешь, кто я такой?!!!". Кто же они - помощники депутатов, выяснял Максим Урлапов.
Через завалы снега вперемешку с грязью, к Верховной раде пробирается бывший депутат Тарас Чорновил. Он - знает всю подноготную закулисной жизни парламента. И охотно согласился рассказать - по какому принципу и кому нардепы обычно выдают удостоверения своих помощников.
Тарас Чорновил, народный депутат Украины в 2000-2012 годах:
- Він може дати своєму водію скажімо і не платити зі своєї кишені йому зарплату, а платить Верховна рада - за те, що людина не готує закони, не приймає виборців, а возить пана депутата і його м'яку точку по місту кудись в борделі чи ресторани. Були навіть випадки, коли окремі депутати своїм довготриваючим повіям чи коханкам давали посвідчення помічників народного депутата України - не тільки позаштатних, а й навіть і державних службовців.
Нередко корочки консультантов получают жены депутатов, - говорит Чорновил.
Вот как работает эта схема. Два нардепа договариваются между собой: мол, ты возьмешь в помощники мою супругу, а я - твою.
Такие корочки получают и те, на кого депутаты переписывают свои фирмы.
Виталий Шабунин, председатель центра противодействия коррупции:
- І щоб хоч якось дати цим людям якийсь статус, там виконавчому директору, їм дають оці корочки.
Нередко ксивы получают и телохранители нардепов. Фотограф одной из украинских газет Андрей Шматов - полтора года назад почувствовал это на собственной шкуре. Это произошло возле Печерского суда столицы, в период слушаний по делу Юлии Тимошенко.
Андрей Шматов, фотограф:
- Меня хватают за шею, я ударяюсь об стенку. мне наносят два удара по лицу. Я начинаю кричать, он отходит и говорит такое, что еще раз такое и я тебя убью. Я отхожу еще дальше и уже в этой части он наносит мне еще один удар по лицу.
Андрей говорит - удары мужчина спортивного телосложения наносил профессионально. После инцидента выяснилось - он числился в помощниках одного из нардепов.
Максим Урлапов, корреспондент:
- Чем на самом деле - занимаются помощники народных депутатов, и кто они? Таким вопросом задались сразу несколько общественных организаций. По их данным, содержание депутатской челяди обходится украинским налогоплательщикам в сто семь миллионов гривен в год.
У каждого нардепа может быть четыре штатных консультанта. На зарплату из бюджета им выделяется 20 тысяч гривен в месяц. Кроме штатных - нардепу полагается еще до двадцати семи помощников на общественных началах. Всего же выдали больше четырех тысяч ксив.
Но имена их обладателей большинство депутатов держат в секрете, говорят представители общественных организаций. Убеждают - это незаконно.
Тарас Шевченко, директор общественной организации:
- Закон про доступ до публічної інформації передбачає, що коли витрачаються бюджетні кошти, така інформація, в тому числі іменна, є відкритою.
Тарас неоднократно делал запросы в аппарат парламента с требованием раскрыть списки помощников. Получал отказы. Оспаривал их через суд. Но ответ один и тот же.
Данные о помощниках народных депутатов - их фамилии и имена - относятся к конфиденциальной информации.
Иначе - в Евросоюзе. В Словении, например, подобная информация - принципиально доступна. Обнародовать ее обязывает закон. Который приняли после того, как в 90-тые среди консультантов оказались криминальные авторитеты. Данные о помощниках депутатов можно найти на сайтах парламентов многих стран ЕС. Консультантку депутата польского сейма Изабеллу Хмелевскую это ничуть не смущает.
Изабелла Хмелевская, консультантка депутата польского сейма:
- Вот ищем депутата - Марчин Свинтицки. А вот ниже - закладка с именами всех его помощников. Вот и про меня информация - где я раньше работала и вот мои источники доходов.
На сайте украинского парламента такой информации нет. Да и сами депутаты о своих помощниках говорят неохотно.
- Імена, прізвища - що ви хочете? А навіщо вам? Вибачте, але я не можу назвати, це вже їх питання - вони не публічні політики.
- Кто Ваши помощники?
- У Вас є помічники?
Вот в кулуарах - помощники депутатов. Некоторые поют оды своим шефам.
- В мене серйозний депутат - якби всі були депутати такий, як мій, то в країні був би порядок.
Некоторые наотрез отказываются говорить с кем работают.
- Я не буду отвечать на вопросы.
Зачем вообще нашим депутатам помощники? Такой вопрос все чаще задают представители общественных организаций. Мол, все равно в парламенте процветало так называемое "кнопкодавство", некоторые депутаты вообще ни разу не являлись в здание под куполом, многие не подали ни одного законопроекта. При этом в Раде - есть несколько нардепов, у которых по тридцать помощников. Андрей Шипко - один из них.
Андрей Шипко, народный депутат Украины:
- Народному депутату, если он эффективно работает и общается со своей территорией, ведет свои приемы, помогает реально людям, то ему тридцать помощников - это мало.
Шипко уверяет, большинство его помощников работают на общественных началах - абсолютно бесплатно. Они трудятся в приемных народного депутата в Днепропетровской области. Все - социально активные пенсионеры. Вот их просят посодействовать в доставке инвалидов к зданию общества слепых.
- Это как рейсовый автобус, буквально так, да?
- Да.
Еще приходят с просьбами помочь с лечением, жалобами на местную власть или ЖЕКи.
Татьяна Мороз, помощник народного депутата Украины:
- Если прийти в ЖЕК и показать удостоверение помощника народного депутата, может тогда руководитель ЖЕКа оторвется от кресла, выйдет и заставит дворников убирать, заставит коммунальщиков вывозить мусор вовремя.
Но часто корочки консультанта депутата выдаются людям для их личных нужд, говорят представители общественных организаций. Вот этот мужчина когда-то числился помощником одного из нардепов. Хотя на самом деле разрабатывал интернет-сайт для его партии.
- Меня остановили сотрудники ГАИ - где работаете - я говорю помощником народного депутата. Он говорит - и удостоверение есть - да, есть - я ему достал, показал - Он говорит - а че ж вы сразу не показали - разорвал протокол - сел в машину и уехал.
Каждый народный депутат уже получил письмо от общественных организаций с просьбой опубликовать имена своих помощников. Откликнулись единицы. Так информацию не собрать и до следующих выборов. Более открытыми парламентарии станут лишь под давлением общественного мнения, говорят автивисты. Ведь закон, обязывающий публиковать имена консультантов нардепы вряд ли примут.