При составлении рейтинга в журнале руководствовались следующими принципами: доступностью квалифицированной рабочей силы, лояльностью к частному предпринимательству налоговой службой и наименьшим административным давлением, сообщает Forbes.
«В 2012 году Калининградская область стала единственным субъектом России, который будет развиваться по отдельной государственной программе. До 2020 года регион получит 446 млрд рублей из федерального бюджета. »
Наиболее благоприятным для частного предпринимательства городом оказался Калининград. Журнал отмечает, что в городе сильны протестные настроения (на президентских выборах за Путина свои голоса отдали лишь 52,55% избирателей, меньше было только в Москве - 46,6%), а потому центр пытается привязать к себе регион деньгами.В 2012 году Калининградская область стала единственным субъектом России, который будет развиваться по отдельной государственной программе. До 2020 года регион получит 446 млрд рублей из федерального бюджета.
Издание отмечает, что бизнес в городе зависит от таможенных льгот Особой экономической зоны. Беспошлинные западные компоненты превращаются здесь в российские товары.
Однако к 2016 году этот режим будет ликвидирован из-за вступления России в ВТО.
Следом за Калининградом в рейтинге издания идут Уфа, Краснодар, Томск и Омск.
Издание отмечает, что Уфа обладает большим количеством квалифицированной рабочей силы и простыми процедурами получения участков и подключения к сетям.
Краснодар привлекателен не только для местных, но также для компаний из других регионов: в прошлом году почти 40% госзаказов в денежном выражении получили неместные компании.
Томск отличает изобилие подготовленной рабочей силы, неплохой доступ к кредитам и неагрессивные налоговые службы. В Омске также можно найти большое количество квалифицированной рабочей силы и доступную инфраструктуру.
Следующими в списке оказались Тольятти, Иркутск, Кемерово, Казань и Саратов.
Москва оказалась только на 14 месте, уступив Нижнему Новгороду, Мурманску и Новокузнецку. Издание замечает, что в стоимости столичных продуктов и услуг цена аренды достигает 20–30%, что вчетверо превышает аналогичный показатель крупных европейских городов.
Следующими в рейтинге оказались Череповец, Ярославль, Самара, Тула, Красноярск и Воронеж.
Санкт-Петербург занял 21 место в списке. В статье отмечается, что это единственный крупный город в стране, где есть практика продажи и сдачи в аренду принадлежащих городу помещений вообще без электричества.
Предпринимателям предлагается самим тянуть провода и договариваться с «Ленэнерго», причем эта организация не успевает подключать клиентов, оплативших услугу: очередь растянулась до 2016 года.
Далее в рейтинге следуют Липецк, Тюмень, Рязань и Хабаровск.
Замыкают рейтинг Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Магнитогорск, Ижевск и Владивосток.
Екатеринбург традиционно занимал высокие места в рейтингах Forbes. Однако столичный статус оказал, по мнению издания, отрицательное влияние на город.
Слишком высока конкуренция девелоперов за участки, не на всех хватает ресурсов, технических и людских. Кроме того, издание отмечает жесткое налоговое администрирование в городе.
Инвесторы покидают Ростов-на-Дону. В качестве причины издание указывает произошедшую в 2010 году смену власти в регионе и не устоявшиеся с тех пор правила игры.
В Магнитогорске ситуация для бизнеса напротив становится более благоприятной. После сокращений на Магнитогорском металлургическом комбинате появилось множество квалифицированных специалистов. Кроме того, в городе сравнительно легко получить участок под строительство.
Также улучшается ситуация и в Ижевске. Здесь, желающим начать свой бизнес, обещают помочь республиканский бизнес-инкубатор и Центр развития предпринимательства, в проектах которого за четыре года участвовало более 2300 человек.
Что касается Владивостока, Forbes обращает внимание на жалобы девелоперов на то, что участки выставленные на торги им не интересны, а скорость согласований зависит от наличия административного ресурса. Зато стоимость присоединения к сетям во Владивостоке в среднем вдвое, а то и втрое ниже, чем в Поволжье и на Урале, отмечает издание.