Роспотребнадзор запретил поставки в Россию продукции компании Roshen, одного из ведущих кондитерских предприятий Украины.
Претензии у ведомства появились к четырем фабрикам, расположенным на территории Украины. Как заявил главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, причина — нарушения требований к качеству и безопасности.
В Roshen заявляют, что не получали от Роспотребнадзора никаких бумаг, и считают, что пробы для анализа были взяты с нарушением.
Адресный запрет — это что-то новое: не молдавское вино или грузинские мандарины, а конкретные конфеты конкретной компании Roshen. Претензии Роспотребнадзор заявляет к содержанию жиров и органолептики, а также к бензопирену, веществу первого класса опасности, которое обнаружили в украинском десерте.
Онищенко скажет: «к сожалению, наши подозрения оправдались». Это интересная фраза: ни жиры, ни бензопирен нельзя определить по цвету и вкусу. Если главный санитарный врач что-то подозревал, значит, были какие-то неофициальные исследования.
Анализ органолептики и жиров проводят, как правило, шоколадные фабрики. А вот бензопирен может обнаружить только аккредитованная гослаборатория.
Кто принес Онищенко предварительные данные, неизвестно. С самим запретом — тоже туман.
Вначале глава Роспотребнадзора говорит, что нарушения дают повод поставить вопрос о запрете всей продукции Roshen, то есть решение не принято. Потом выясняется, что таможне дано указание закрыть для конфет границу. По факту от надзорного ведомства никто никаких бумаг не получил.
Фабрика продолжает поставлять конфеты на российский рынок, а магазины — торговать ими, несмотря на опасное вещество бензопирен.
«Поскольку какао проходит обжарку перед приготовлением шоколада, теоретически небольшое количество бензопирена там может образовываться, — поясняет химик-технолог Сергей Белков.
— Это вещество может содержаться вообще где угодно: и в кофе, и в чае, и в какао. И говорить абстрактно: «мы нашли бензопирен, поэтому давайте запретим», — это не совсем верно. Нужно смотреть на количество».
О политической подоплеке запрета эксперты отказались говорить сразу.
Версию о торговой войне отверг первый вице-премьер Украины Сергей Арбузов. Если дело не в санитарных показателях, остается одно: Roshen перешел кому-то дорогу, и конфетного производителя поставили на место руками Геннадия Онищенко.
«Roshen — достаточно крупное предприятие, — говорит доцент кафедры политической теории МГИМО МИДа России Кирилл Коктыш.
— И получается, что здесь, скорее всего, можно вести речь о мерах защиты рынка, но вряд ли о реально санитарной подоплеке этого дела. Скорее всего, речь идет о дополнительных инструментах давления в каких-то переговорах о приобретении того же Roshen».
Впрочем, о продаже компании ее владелец Петр Порошенко пока ничего не говорил. Недавно он озвучил планы по выходу на европейский рынок.