По его словам, Банком России было приостановлено выделение средств на погашение корпоративной задолженности российских компаний. «Мы оценили правильность принятого решения», - подчеркнул Сергей Степашин.
Кроме того, ЦБ удалось удачно провести плавную девальвацию рубля за счет использования международных резервов. Теперь рубль укрепляется и приобретает свою реальную стоимость, сказал глава СП.
По мнению Сергея Степашина, в условиях кризиса ЦБ сработал хорошо и у контрольного ведомства нет вопросов к организации в отношении обязательств, которые он взял на себя по поддержке российской банковской системы. В апреле Счетная палата намерена представить в Госдуму отчет о проверке эффективности размещения международных резервов.
Аналитики банка «Траст», подводя первые итоги антикризисных мер, предпринимаемых правительством, подчеркивают, что ключевую роль в нормализации ситуации в финансовой сфере сыграло многократное увеличение возможностей ЦБ по предоставлению рублевой ликвидности. Потребность в ней возникла огромная: сначала из-за резкого оттока капитала в середине осени, а затем в ходе плавного ослабления рубля, предпринятого ЦБ в декабре и январе. Пиковый объем требований ЦБ к банкам по всем инструментам превысил в конце января 3 трлн рублей. Этими средствами удалось «залить» потребности банков в ликвидных средствах.
Другим немаловажным фактом стало увеличение срока кредитов, предоставляемых ЦБ банковскому сектору. В частности, беззалоговые кредиты на 3 месяца или полгода давно перестали быть чем-то необычным, а не так давно ЦБ провел первый ломбардный аукцион сроком на 1 год.
По словам Владимира Брагина, в какой-то момент спасение банков встало в противоречие с другой задачей – сохранением золотовалютных резервов. В декабре и январе ЦБ начал плавно сдвигать верхнюю границу курса бивалютной корзины, чем спровоцировал рост спекулятивных ожиданий. В результате дополнительная ликвидность была «съедена» покупками валюты, производившимися банками даже не столько на собственные средства, сколько по поручениям клиентов.
«Чтобы как-то пресечь подобные действия, ЦБ даже прибегнул к урезанию лимитов по беззалоговым кредитам некоторым банкам, - вспоминает Владимир Брагин. - Следует отдать должное ЦБ: остановка девальвации рубля была сделана очень элегантно. ЦБ «зажал» рублевую ликвидность в период налоговых платежей в конце января, что привело к резкому падению спроса на иностранную валюту и замедлению девальвации. В результате рубль начал укрепляться».
Позитивным следствием плавной девальвации стало формирование валютных резервов населением, компаниями и банками, что должно облегчить обслуживание внешних заимствований, а также снизить давление на рубль со стороны ожидаемого в этом году оттока капитала, продолжает эксперт. Всего компаниям и банкам в течение года предстоит погасить внешних займов на сумму около $120 млрд.
Главным негативным последствием стали дорогие рубли и задолженность перед ЦБ, в несколько раз превышающая остатки средств на корсчетах и депозитах банков.