Это касается также, естественно, высокопоставленных представителей правительства и Нацбанка, которые убеждали в прошлом году украинский народ в стабильности гривны – впрочем, такое утверждать им полагалось по долгу службы.
Независимые же эксперты, включая иностранных экономистов, наоборот прогнозировали, что гривне суждено будет существенно ослабиться в 2012 году – перед октябрьскими выборами или сразу после них.
Они при этом приводили весьма веские агрументы. Указывали на быстро растущий дефицит внешней торговли и текущего счета, на стремительно сокращающиеся валютные резервы, на уменьшение объемов гривневых депозитов в банковской системе и прочее.
Однако одним из главных доводов этих аналитиков являлось то обстоятельство, что начиная с весны и лета 2012 года в Украине началось падение промышленного производства и ВВП соответственно. При этом одной из главных причин данного экономического провала являлось именно искуственное удержание Нацбанком стабильного курса гривны.
Поэтому, предполагали эксперты, правительство и НБУ продержат неизменным курс национальной валюты только до выборов в Верховную Раду, с целью не “огорчить” девальвацией избирателей Партии регионов. А сразу после выборов гривне предстоит падение, поскольку власть вынуждена будет принимать меры для спасения экономики страны.
Но, как видим, многоопытные эксперты таки ошиблись. Нацбанк и правительство с настойчивостью, достойной лучшего применения, решили удерживать курс гривны на прежнем уровне и в 2013 году. Продолжая ради этого тратить золотовалютные резервы.
Экономика же Украины в таких условиях, естественно, продолжила и в этом году свое падение. А темпы спада в промышленности в отдельные месяцы подбирались к отметке 10%.
Могли ли грамотные экономисты предположить, что правящая элита пойдет в политических интересах даже на то, что пожертвует экономикой государства? Конечно, такое не могло прийти в ни одному нормальному голову!
Однако правительство и НБУ решили поступить именно так. Более того, они, похоже, вознамерились, несмотря ни на что, удерживать стабильность нацвалюты аж до самых президентских выборов, которые состоятся в начале 2015 года.
Поэтому обвинять экспертов, прогнозировавших в прошлом и позапрошлом годах старт девальвации гривны не позднее конца 2012 года, конечно, было бы несправедливо. Поскольку они просто не допускали мысли, что на властном Олимпе поведут себя столь абсурдно с экономической точки зрения. Тем более, что шансы Нацбанка выполнить поставленную задачу и сохранить курс гривны до 2015 года – очень невелики.
В связи с чем, в качестве исторической аналогии, можно вспомнить известный афоризм немецкого канцлера Отто фон Бисмарка: «Никогда не воюйте с русскими. На каждую вашу военную хитрость они ответят непредсказуемой глупостью».
Здесь точно такой же случай. Только нужно заменить пару слов в этой векопомной фразе “железного канцлера”. Причем, что примечательно, нынешний и предыдущий руководители НБУ, а также бессменный с марта 2010 года глава украинского правительства – а эти люди определяли валютно-курсовую политику последние три года – имеют как раз русские фамилии.
Впрочем, надо сказать, что долго игнорировать законы экономики все равно не удастся. Значительная девальвация гривны в недалеком будущем неизбежна, и воспрепятствовать этому не помогут ни ловкость прыгания по пенькам одного, ни глубокая седина второго, ни толстые щеки третьего высокого государственного руководителя.
И вполне возможно (судя по ситуации на валютном рынке в последние недели), что этот процесс уже стартовал.
Евгений ВОЙТЕНКО