В новом отчете "Риски банковских систем", выпущенном 2 апреля, S&P опубликовало пересмотренные прогнозы по показателям, определяющим устойчивость российской банковской системы. Аналитики S&P ждут падения ВВП на 2,7% в 2015 году и восстановительного роста на 1,9% в 2016 году. Предыдущий прогноз, предполагающий рост ВВП на 0,5% в 2015 году и нулевой рост в 2016 году, был сделан 15 декабря - до резкого повышения ключевой ставки, рекордной волатильности на валютном рынке и падения цен на нефть. После этого S&P в конце января, руководствуясь новым прогнозом, понизило рейтинг России, а в феврале - 40 российских банков и их дочерних структур, оставив прогнозы по большинству из них негативными.
"Главная предпосылка, из-за которой изменились прогнозы - это наши предположения по движению цен на нефть", - говорит аналитик S&P Ирина Велиева. Сейчас S&P прогнозирует, что средняя цена будет на уровне $55 за баррель в этом году и $70 за баррель в течение следующих трех лет. "Поскольку экономика России сильно зависит от конъюнктуры цен на нефть, были пересмотрены прогнозы по росту ВВП и другим ключевым показателям. В 2016 году, согласно базовому сценарию, мы ожидаем небольшого роста ВВП, хотя и отмечаем, что есть риск отклонения в негативную сторону от прогноза", - говорит Велиева.
Прогноз S&P - самый позитивный среди ожиданий рейтинговых агентств. Fitch в последний раз пересматривало прогнозы в январе, предсказывая сокращение российской экономики на 4% в 2015 году из-за резкого уменьшения потребления и инвестиций. "Экономический рост, возможно, не возобновится ранее 2017 года", - говорилось в обзоре агентства, выпущенном 12 января. Прогнозы Moody"s еще негативнее: агентство ожидает "глубокую рецессию" в 2015 году, включая падение ВВП на 5,5%, и продолжение спада в 2016 году.
Прогнозы S&P близки к ожиданиям российских властей. Минэкономразвития в базовом варианте макроэкономического прогноза ожидает роста ВВП в 2016 году на 2,3%, в 2017 и 2018 годах - по 2,5%. Банк России менее оптимистичен относительно ближайших двух лет, прогнозируя в базовом сценарии спад ВВП на 3,5–4% в 2015 году и на 1–1,6% в 2016 году, но уже в 2017 году ожидает роста на 5,5–6,3%.
Главный экономист МТС Банка Евгений Надоршин считает, что ожидания аналитиков S&P не оправданы. "Вышедшая статистика за первые два месяца 2015 года, в которой Минэкономразвития официально оценивает спад ВВП за этот период на 1,5%, не дает поводов для такого оптимизма", - говорит Надоршин. По его словам, самым тревожным сигналом является падение спроса. "Спрос в розничной торговле так стремительно летит вниз, что не может быть двух мнений относительно динамики ВВП в этом и в следующем году: экономику ждет спад", - говорит Надоршин. Он добавляет, что рост ВВП в 2016 году возможен, только если цены на нефть вернутся к уровню $100 за баррель, что, по его мнению, маловероятно.
Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова ждет падения экономики на 2–3% в 2015 году (прежний прогноз предполагал падение на 5%) и восстановительного роста на 1–1,5% в 2016 году. Основным фактором для роста ВВП станет увеличение расходов бюджета, уверена Орлова. "По сути мы говорим про экономику, которая в этом году будет сжиматься и дальше стагнировать год или два", - объясняет она.